Опубликовано 19 Декабря 2025
На площадке АЦТЛ состоялось заседание, посвященное вопросам обязательного перехода отрасли на ГИС ЭПД
1 сентября 2026 года в транспортно-логистической сфере будет введен обязательный электронный документооборот (ЭДО), который будет осуществляться через государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). На площадке Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» состоялось совещание под председательством директора Департамента цифрового развития Минтранса России Артёма Юренкова, оно было посвящено подготовке отрасли к переходу на электронные перевозочные документы.
В заседании приняли участие директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова, замначальника Управления электронного документооборота Федеральной налоговой службы Илья Присяжнюк, директор департамента цифровой логистики ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Денис Заверняев, главный эксперт Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Ольга Федоткина, представители крупнейших отраслевых объединений (АКОРТ, Союзнапитки, Союзмолоко, Российский зерновой союз), а также представители крупных компаний транспортно-логистического рынка, сферы розничной и электронной торговли, которые уже имеют опыт использования ГИС ЭПД. На совещании поднимались вопросы, касающиеся разных форматов электронных перевозочных документов и нюансов работы с ними, обсуждались особенности функционирования ГИС ЭПД в нештатной ситуации, отказоустойчивость и безопасность системы, также поднималась тема взаимодействия с МВД РФ.
Впервые ГИС ЭПД была запущена в России 1 сентября 2022 года и всё это время работает в добровольном режиме, при котором участники рынка самостоятельно принимают решение о необходимости подключения. Несмотря на необязательный режим работы, количество оформленных документов в ГИС ЭПД растет с каждым днем.
«На сегодняшний день в системе зарегистрировано уже более 27 миллионов цифровых документов. Сервис доступен для автомобильного транспорта, сейчас там можно оформить шесть типов перевозочных документов, включая основные – электронные накладную и путевой лист. Представителям рынка важно уже сейчас подключаться к ГИС ЭПД, чтобы успеть протестировать и отрегулировать все внутренние процессы компаний до даты обязательного перехода отрасли на цифровой документооборот», – отметил Артём Юренков.
Многие крупные представители отраслевых объединений, сферы розничной и электронной торговли, а также компаний транспортно-логистического рынка уже используют в своей деятельности электронные перевозочные документы. В настоящее время абсолютными лидерами по количеству оформленных документов в ГИС ЭПД стали компании Х5, Мосгортранс, «Магнит», «Деловые линии» и ПЭК.
«Количество оцифрованных данных в ГИС ЭПД растет в геометрической прогрессии: если на начальном этапе в системе оформлялось 100 тысяч документов в месяц, то сейчас этот показатель достиг значения в 1,7 миллиона ежемесячно. Участники рынка активно присоединяются к системе, потому что это удобно: ГИС ЭПД значительно упрощает, ускоряет процесс обмена данными и гарантирует юридически значимый электронный документооборот, снижая при этом количество вероятных ошибок от ручного ввода», – сказала Полина Давыдова.
На площадке Ассоциации «Цифровой Транспорт и Логистика» в течение четырех лет работает рабочая группа с представителями всех аккредитованных операторов ИС ЭПД, занимающаяся вопросами внедрения ГИС ЭПД в отрасль. Также по мере необходимости в рабочую группу приглашаются заинтересованные ведомства и представители делового сообщества. Сейчас предстоит проработать вопрос взаимодействия с МВД – нужно договориться о том, чтобы работники ГИБДД проверяли документы на дорогах в электронном виде.
Участники рынка взаимодействуют с ГИС ЭПД через 11 операторов электронных перевозочных документов, аккредитованных при ФНС и Минтрансе России. Для работы с ГИС ЭПД у операторов ИС ЭПД есть технические решения, которые могут интегрироваться в текущие разработки бизнеса. Например, ставится дополнительное расширение, и у системы, с которой компания работает уже многие годы, появляется возможность направлять данные в ГИС ЭПД, благодаря чему логисты могут передавать документы нажатием одной кнопки. Таких решений сейчас много, они подходят для всех сегментов рынка: как для малого и среднего бизнеса, так и для крупных компаний.
Что касается отказоустойчивости системы, за три года ее существования не произошло ни одного критического инцидента, который привел бы к продолжительной недоступности ГИС ЭПД. Как сообщили в ходе совещания представители ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» – разработчика ГИС ЭПД, для обеспечения стабильной работы системы каждый ее компонент реализован таким образом, чтобы не возникало точек отказа, не имеющих резервирования. Все компоненты системы реализованы в виде отказоустойчивого кластерного решения.
«ГИС ЭПД классифицирована как обрабатывающая персональные данные, аттестована по требованиям регуляторов, а также не так давно категорирована, как значимый объект критической информационной инфраструктуры, что накладывает дополнительные требования в части обеспечения безопасности и непрерывности ее функционирования», – рассказал в ходе встречи об отказоустойчивости и безопасности системы Денис Заверняев.
Участники также обсудили работу системы в аварийном режиме – сейчас этот вопрос находится на стадии проработки. «Должен быть определен порядок работы системы в аварийном режиме, чтобы каждый понимал, на каком этапе и кто несет ответственность, а также в какие сроки ГИС ЭПД и операторы информируют участников перевозки. Аварийный режим работы необходимо закрепить ведомственным актом, сейчас уже подготовлено предложение и в ближайшее время оно будет представлено», – подчеркнула Ольга Федоткина.
Для обеспечения бесперебойной работы системы также было предложено включить ГИС ЭПД в перечень «белых сервисов», который формирует Минцифры России. Отдельно обсуждался вопрос вариантов подписания транспортной накладной физическими лицами при перевозке груза, предназначенного для личного, домашнего, семейного или иного использования. По итогам обсуждения бизнес направил предложения в адрес Ассоциации для их дальнейшей проработки в Минтрансе России.
В настоящее время Федеральная налоговая служба России активно занимается разработкой новых и доработкой уже действующих форматов электронных перевозочных документов. В ходе совещания от ведомства к представителям бизнеса поступила просьба направлять все предложения по форматам, их изменениям и дополнениям в Ассоциацию «Цифровой транспорт и логистика», которая будет аккумулировать и передавать информацию в соответствующие департаменты Минтранса России и ФНС России. В конце заседания представители логистической отрасли также договорились о дополнительном информировании представителей бизнеса об обязательности оформления перевозочных документов в электронном виде с 1 сентября 2026 года.
«Мы можем направить налогоплательщикам, которые пользуются услугами операторов для сдачи отчетности, письмо с информацией о необходимости перехода на использование ЭПД. Также можем организовать информирование налогоплательщиков о реформе перевозочных документов в территориальных налоговых органах в виде буклетов и в формате публикаций на нашем сайте и иных средствах коммуникации», – проинформировал заместитель начальника Управления электронного документооборота Федеральной налоговой службы Илья Присяжнюк.
В завершении дискуссии участники собрания договорились о проработке поднятых вопросов, а также о проведении следующей встречи в январе 2026 года.