Опубликовано 18 Декабря 2025
Морской и речной транспорт – каркас российской промышленности
В Москве состоялось совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте. Главными темами обсуждения стали безопасность судоходства на море и внутренних водных путях, развитие инфраструктуры морских портов в новых регионах, а также итоги приёмной кампании в отраслевых учебных заведениях.
В мероприятии принял участие заместитель Министра транспорта Александр Пошивай. В своем выступлении он обозначил важность морского и речного транспорта в рамках итогов уходящего года. «2025 год вновь подтвердил: морской и речной транспорт – это жизненно важная часть единой транспортной системы нашей страны. Это инфраструктура, которая связывает регионы, поддерживает промышленность и расширяет международные возможности России. Задачи, которые мы решаем сегодня, напрямую вытекают из стратегических установок, обозначенных Президентом: сбалансированное развитие транспортной логистики, развитие международных транспортных коридоров, реализация транзитного потенциала страны, укрепление инфраструктурного каркаса страны», – подчеркнул замминистра.
Ключевой задачей Минтранса является реализация национального проекта «Эффективная транспортная система», в рамках которого морские порты России увеличат перевалку грузов более чем на 225 млн тонн до 2030 года. Из них свыше 115 млн тонн придутся на восточное направление – значимую точку роста объемов внешней торговли.
В ходе выступления Александр Пошивай затронул тему приоритетных маршрутов, среди которых: Южный транспортный коридор и порты Азово-Черноморского бассейна – важнейшие стратегические активы, поддерживающие экспорт в направлении Глобального Юга. Их связанное развитие с инфраструктурой железных дорог обеспечит надёжность и стабильность транспортных потоков.
Отдельно была отмечена важность развития мультимодальных логистических центров на базе речных портов. Это современный взгляд на роль внутренних водных путей как на узловую часть комплексной транспортной системы страны. Для их координации сформированы межведомственные рабочие группы, которые анализируют объёмы и номенклатуру грузов, состояние портовой инфраструктуры, пропускную способность, а также оптимальность транспортных схем.
Кроме того, приоритетом остается возвращение грузовладельцев на внутренние водные пути. В этом году принят федеральный закон об установлении границ речных портов, который вступает в силу в январе 2026 года. Также рассматривается возможность перехода к долгосрочным договорам на речные перевозки, единый перевозочный документ и сервис «единого окна» для схем и участников транспортно-перегрузочных комплексов. Это позволит судам и операторам увереннее планировать обновление флота.