Опубликовано 1 Декабря 2025
Развитие внутренних водных путей открывает новые возможности для агропромышленного комплекса
В Минтрансе России состоялась рабочая встреча Министра транспорта Андрея Никитина и Министра сельского хозяйства Оксаны Лут, в ходе которой обсуждались ключевые вопросы взаимодействия ведомств, направленные на оптимизацию перевозок зерновых грузов.
С учетом рекордных урожаев зерновых культур в СФО, валовый сбор которых в 2024 году составил 16 миллионов тонн, а на конец октября 2025 года уже превысил 17 миллионов тонн, обсуждение вопросов транспортировки стало особенно актуальным.
Для обеспечения конкурентоспособных условий перевозок зерна уже были предприняты меры по снижению железнодорожного тарифа. Установленный понижающий коэффициент 0,33 для расстояний, превышающих 2000 км, позволяет снизить тарифную нагрузку, что делает перевозку более доступной. В частности, скидка к тарифу при перевозках из СФО в порты Северо-Запада составляет около 25 %.
Кроме того, для поддержки вывоза излишков зерна из СФО Минсельхозом совместно с Росжелдором применяется мера господдержки в виде льготного железнодорожного тарифа, в рамках которой предусмотрена компенсация 100 % провозной стоимости в том числе в направлении железнодорожных станций СЗФО. Это создает дополнительные возможности для агропромышленного комплекса. В 2025 году предоставлено порядка 5,1 млрд субсидий, по которым из СФО перевезено свыше 2 млн тонн зерновых культур.
Отмечена важность развития мультимодальных маршрутов, включая использование внутреннего водного транспорта. В настоящее время идет модернизация Городецкого гидроузла, что позволит значительно увеличить грузопоток продукции агропромышленного комплекса на экспорт и создать экономически выгодный маршрут к ключевым экспортным рынкам.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации о национальных целях развития, к 2030 году необходимо увеличить экспорт продукции агропромышленного комплекса как минимум в полтора раза. Эффективная транспортировка зерновых культур в период уборочной кампании является задачей первостепенной важности.
Морские порты Азово-Черноморского бассейна остаются основным каналом вывоза зерновых, составляя около 70 % экспорта. Альтернативным инструментом доставки, позволяющим компенсировать существующую нагрузку на железнодорожную инфраструктуру, является речной транспорт, период функционирования которого ограничен сроками навигации.
С учетом благоприятных гидрометеорологических условий Росморречфлот продлил срок навигации на внутренних водных путях до 1 декабря 2025 года. Продление сроков навигации позволило увеличить объем перевозок зерновых культур речным транспортом, а также будет способствовать выполнению стратегических задач, определенных Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, предусматривающей расширение использования внутренних водных путей для грузоперевозок.