Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Забыли пароль?

Подписка

Получать по электронной почте:

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Проверьте электронную почту

На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Министерство Деятельность Документы Пресс-центр Обращения граждан и организаций Контакты
Обращения граждан и организаций Контакты
ENG
Министерство транспорта в Телеграм
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта в одноклассниках
Министерство транспорта в Dzen
Министерство транспорта на RuTube
> Пресс-центр > Новости
26 Ноября 2025

Опубликовано 26 Ноября 2025

Развитие инженерного образования меняет будущее России

На V Конгрессе молодых ученых первый заместитель Министра транспорта России Константин Пашков выступил с лекцией, посвященной зарождению и развитию отечественного инженерного образования. Он отметил, что российская инженерная школа оставила глубокий след в истории цивилизации и продолжает играть ключевую роль в современном мире.

«Министерство транспорта сегодня ставит научно-технологическую повестку во главу угла среди множества актуальных проблем, которые мы решаем. Важно, чтобы система образования воспитывала именно инженеров, специалистов в области транспорта, поскольку в них мы остро нуждаемся. Нам необходимы свободные исследовательские умы, способные бросить вызов традиционным подходам и пересматривать законы физики и математики», – подчеркнул первый замминистра.

Константин Пашков подробно рассказал о том, как развивалось отраслевое образование в нашей стране.

К началу XIX века Россия остро нуждалась в квалифицированных специалистах для развития инфраструктуры: дорог, каналов, мостов и портов. 216 лет назад в Санкт-Петербурге открылся Институт Корпуса инженеров путей сообщения, ныне известный как Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. Первый ректор этого учебного заведения, Августин Августинович Бетанкур, стал знаковой фигурой в истории отечественного транспорта. Он поставил перед собой цель «снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в империи».

Бетанкур мечтал о превращении России в ведущую техническую державу континента. Его амбициозные планы включали создание всеобъемлющей сети каналов и дорог, соединяющих Балтику с Черным морем и Урал с центром страны. Он также стремился внедрить паровые машины в различных сферах, от фабрик и шахт до транспорта и строительства. Важным элементом его видения стало создание системы образования, где молодежь могла бы осваивать передовые науки.

Корпус инженеров путей сообщения стал первой специализированной инженерной структурой России, сочетая военную дисциплину с техническим образованием и практическим применением. Инженеры получали звания, как офицеры, и обязывались служить государству 10 лет, работая над реальными проектами – от каналов до мостов. Этот подход сделал Корпус не кабинетным, а полевым, акцентируя внимание на инновациях, таких как паровые машины и точные расчеты.

Кроме того, шла речь и о других важных фигурах, повлиявших на становление и развитие инженерного образования. В целом, к рубежу XIX–ХХ столетий в стране было около десятка вузов с техническими факультетами и отделениями, обучавшими тысячи студентов – будущих строителей дорог, мостов и портов.

Сегодня, в условиях глобальной конкуренции и геополитических изменений, роль инженеров становится критически важной.

«Отечественные инженеры всегда с честью отвечали на вызовы времени. И сегодня мы уверены, что сможем успешно справиться с важными задачами, стоящими перед нами, такими как создание высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Спрос на инженерные кадры, безусловно, будет только расти, особенно в свете поставленной руководством страны задачи достижения технологического суверенитета. Этот вызов остается актуальным, и учебные заведения, работающие в интересах транспортной отрасли, должны достойно откликнуться на него», – сказал Константин Пашков.

С 2015 года в России реализуется проект «Инженерные классы», который предоставляет школьникам возможность погрузиться в технологическую среду и определиться с выбором будущей профессии. Оснащенные современным оборудованием, такие классы включают цифровые лаборатории, геодезические приборы, нанотехнологические комплексы и 3D-моделирование.

В текущем году в России было запущено 89 новых учебных программ в передовых инженерных школах. По словам первого замминистра, этот прогрессивный подход, внедренный Министерством образования и науки, играет ключевую роль в подготовке специалистов. Среди 19 транспортных вузов страны четыре участвуют в этой важной программе, что подчеркивает их значимость и вклад в развитие инженерного образования.

Было сказано также о Концепции научно-технологического развития транспортного комплекса, в которой будут определены основные направления фундаментальных научных исследований в сфере транспорта. Будут созданы и запущены 9 научных центров по основным направлениям развития транспортной отрасли

«Только объединив усилия всех вузов и ученых на площадке Российской академии наук, мы сможем справиться с теми амбициозными задачами, которые сегодня стоят перед нами», – заявил Константин Пашков.

 

Поделиться:
Пресс-центр
  • Новости
  • Новости регионов
  • Информационная лента
  • Выступления и интервью
  • Анонсы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Онлайн конференции
  • Спецпроекты
  • Отраслевые СМИ
  • Опросы и анкетирования
  • Контакты для СМИ
Новости
0.2579 сек.

Министерство

О Министерстве Цели и задачи Структура Подведомственные предприятия и учреждения Организации транспорта Планирование деятельности Госуслуги Результаты деятельности
Госконтракт Транспортное образование Координационные и совещательные органы Госслужба Форменная одежда Организации транспорта История Награды Министерства Контакты

Деятельность

Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Авиационный транспорт Железнодорожный транспорт Морской и речной транспорт Транспортная безопасность Международное сотрудничество Пункты пропуска через государственную границу РФ Научно-техническая деятельность Транспорт России Противодействие коррупции Открытое министерство Доступная среда для инвалидов Спорт в Минтрансе Транспортное обеспечение мероприятий

Пресс-центр

Новости Анонсы Выступления и интервью Фотогалерея Видеогалерея Онлайн конференции Обзоры СМИ Отраслевые СМИ Спецпроекты Опросы и анкетирование Контакты для СМИ

Документы

Законы, постановления Приказы, распоряжения Проекты нормативных правовых актов Уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов Экспертиза проектов нормативных правовых актов Формы и шаблоны
Информационные и Аналитические материалы Отчеты Рабочие материалы Повестки Протоколы Стенограммы

Обращения граждан и организаций

Подать электронное обращение физического лица Подать электронное обращение юридического лица Контактная информация Компетенция и нормативные правовые документы, определяющие порядок работы с обращениям граждан' Личный приём Информация о работе с обращениями граждан Часто задаваемые вопросы Опросы

О сайте

Условия использования Регламент публикации материалов
Министерство Деятельность Документы Пресс-служба Обращения граждан и организаций Контакты Открытое министерство Противодействие коррупции
О сайте Почта Минтранс Написать в редакцию web@mintrans.ru

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Официальный сайт Президента РФ

Официальный интернет-портал Правительства РФ

Госключ

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.