Опубликовано 26 Ноября 2025
Развитие инженерного образования меняет будущее России
На V Конгрессе молодых ученых первый заместитель Министра транспорта России Константин Пашков выступил с лекцией, посвященной зарождению и развитию отечественного инженерного образования. Он отметил, что российская инженерная школа оставила глубокий след в истории цивилизации и продолжает играть ключевую роль в современном мире.
«Министерство транспорта сегодня ставит научно-технологическую повестку во главу угла среди множества актуальных проблем, которые мы решаем. Важно, чтобы система образования воспитывала именно инженеров, специалистов в области транспорта, поскольку в них мы остро нуждаемся. Нам необходимы свободные исследовательские умы, способные бросить вызов традиционным подходам и пересматривать законы физики и математики», – подчеркнул первый замминистра.
Константин Пашков подробно рассказал о том, как развивалось отраслевое образование в нашей стране.
К началу XIX века Россия остро нуждалась в квалифицированных специалистах для развития инфраструктуры: дорог, каналов, мостов и портов. 216 лет назад в Санкт-Петербурге открылся Институт Корпуса инженеров путей сообщения, ныне известный как Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. Первый ректор этого учебного заведения, Августин Августинович Бетанкур, стал знаковой фигурой в истории отечественного транспорта. Он поставил перед собой цель «снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в империи».
Бетанкур мечтал о превращении России в ведущую техническую державу континента. Его амбициозные планы включали создание всеобъемлющей сети каналов и дорог, соединяющих Балтику с Черным морем и Урал с центром страны. Он также стремился внедрить паровые машины в различных сферах, от фабрик и шахт до транспорта и строительства. Важным элементом его видения стало создание системы образования, где молодежь могла бы осваивать передовые науки.
Корпус инженеров путей сообщения стал первой специализированной инженерной структурой России, сочетая военную дисциплину с техническим образованием и практическим применением. Инженеры получали звания, как офицеры, и обязывались служить государству 10 лет, работая над реальными проектами – от каналов до мостов. Этот подход сделал Корпус не кабинетным, а полевым, акцентируя внимание на инновациях, таких как паровые машины и точные расчеты.
Кроме того, шла речь и о других важных фигурах, повлиявших на становление и развитие инженерного образования. В целом, к рубежу XIX–ХХ столетий в стране было около десятка вузов с техническими факультетами и отделениями, обучавшими тысячи студентов – будущих строителей дорог, мостов и портов.
Сегодня, в условиях глобальной конкуренции и геополитических изменений, роль инженеров становится критически важной.
«Отечественные инженеры всегда с честью отвечали на вызовы времени. И сегодня мы уверены, что сможем успешно справиться с важными задачами, стоящими перед нами, такими как создание высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Спрос на инженерные кадры, безусловно, будет только расти, особенно в свете поставленной руководством страны задачи достижения технологического суверенитета. Этот вызов остается актуальным, и учебные заведения, работающие в интересах транспортной отрасли, должны достойно откликнуться на него», – сказал Константин Пашков.
С 2015 года в России реализуется проект «Инженерные классы», который предоставляет школьникам возможность погрузиться в технологическую среду и определиться с выбором будущей профессии. Оснащенные современным оборудованием, такие классы включают цифровые лаборатории, геодезические приборы, нанотехнологические комплексы и 3D-моделирование.
В текущем году в России было запущено 89 новых учебных программ в передовых инженерных школах. По словам первого замминистра, этот прогрессивный подход, внедренный Министерством образования и науки, играет ключевую роль в подготовке специалистов. Среди 19 транспортных вузов страны четыре участвуют в этой важной программе, что подчеркивает их значимость и вклад в развитие инженерного образования.
Было сказано также о Концепции научно-технологического развития транспортного комплекса, в которой будут определены основные направления фундаментальных научных исследований в сфере транспорта. Будут созданы и запущены 9 научных центров по основным направлениям развития транспортной отрасли
«Только объединив усилия всех вузов и ученых на площадке Российской академии наук, мы сможем справиться с теми амбициозными задачами, которые сегодня стоят перед нами», – заявил Константин Пашков.