Опубликовано 8 Сентября 2005
7 сентября 2005 г. в Нижнем-Новгороде состоялось заседание "круглого стола" по вопросам взаимодействия власти и бизнеса в системном развитии внутреннего водного транспорта, повышении его конкурентоспособности, совершенствовании нормативно-правовой базы
7 сентября 2005 г. в Нижнем-Новгороде состоялось заседание "круглого стола" по вопросам взаимодействия власти и бизнеса в системном развитии внутреннего водного транспорта, повышении его конкурентоспособности, совершенствовании нормативно-правовой базы
В работе "круглого стола" приняли участие Министр транспорта РФ Игорь Левитин, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко и Президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков.
В своем выступлении И.Левитин в качестве главной темы обсуждения на "круглом столе" обозначил роль государства в повышении конкурентоспособности водного транспорта и прогнозируемые последствия открытия внутренних водных путей Российской Федерации для прохода судов под флагом иностранного государства. В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации это необходимо сделать до 2008 года. В ближайшее время важно определить сферы и точки взаимодействия государства и частных инвесторов в общей работе по увеличению объема перевозок, улучшения состояния гидросооружений и повышения пропускной способности водных артерий страны. Министр подчеркнул, что Транспортная стратегия России предусматривает системный подход к превращению водных путей страны в конкурентоспособную и высокорентабельную отрасль, обладающую развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами.
Мероприятие проведено в рамках подготовки заседания Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации по вопросу «Реализация национальной политики в области внутренних водных путей». Впервые в истории России вопросы развития внутреннего водного транспорта обсуждались столь широкой аудиторией: в совещании приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, отраслевых ассоциаций и союзов, представители бизнес–сообщества, учебных заведений и научных организаций.
Для обсуждения на "круглом столе" были вынесены следующие вопросы:
Заинтересованность и роль государства в повышении конкурентоспособности речного транспорта. Прогнозируемые последствия открытия внутренних водных путей России для прохода судов под флагом иностранного государства;
Состояние водных путей, их влияние на конкурентоспособность внутреннего водного транспорта. Проблемы финансирования содержания и развития гидротехнических сооружений. Оценка последствий введения канального сбора на межбассейновых соединениях;
Речные порты, как логистические центры общего пользования и роль федеральной, региональной власти и бизнеса в создании бассейновых и межбассейновых логистических транспортных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность внутреннего водного транспорта;
Государственно-частное партнерство и лизинг, как основной инструмент обновления инфраструктуры и судов внутреннего водного транспорта;
Взаимодействие власти и бизнеса по созданию законодательно-нормативного поля, обеспечивающего мотивацию развития речного транспорта в России. Состояние нормативно-правовой базы внутреннего водного транспорта и ее соответствие современным условиям управления и хозяйствования.
По итогам работы "круглого стола" приняты рекомендации. В частности, участники круглого стола, выражая озабоченность нарастающими проблемами, и в целях повышения конкурентоспособности внутреннего водного рекомендуют:
Правительству РФ обеспечить финансирование внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений согласно установленным нормативам, с учетом реального уровня цен и тарифов на топливо и электроэнергию, в объеме, позволяющем осуществлять их восстановление и безопасную эксплуатацию.
Ускорить принятие решения по строительству низконапорного гидроузла на р. Волге выше Нижнего Новгорода, совмещенного с автодорожным мостовым переходом, с целью сохранения Единой глубоководной системы в европейской части страны, решения транспортных и экологических проблем в регионе, а также - по строительству II нитки Нижне-Свирского шлюза с целью увеличения пропускной способности Волго-Балтийского водного пути.
Ускорить работу по внесению дополнений и изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Бюджетный и Налоговые кодексы Российской Федерации.
Подготовить и внести в установленном порядке на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев воднотранспортных средств за повреждение судоходных гидротехнических сооружений.
Усовершенствовать действующую систему формирования портовых сборов, канального сбора и других плат за услуги, оказываемые судовладельцам, с целью упорядочения взимаемых платежей.
Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному агентству морского и речного транспорта, в частности, рекомендуется:
Разработать план действий по реализации Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Рассмотреть вопрос об ускорении ликвидации "узких мест" на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации (Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы).
Подготовить предложения в Правительство Российской Федерации о введении новых нормативов финансирования на текущее содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, а также на восстановительные и ремонтные работы, адекватные фактическим затратам, в том числе с учетом налогов на имущество, на землю, транспортного налога.
Сформировать рабочую группу с участием транспортного бизнеса для подготовки предложений по использованию лизинговых схем для заказа речных судов и судов «река-море» плавания на национальных верфях с использованием механизма государственно-частного партнерства.
Разработать нормативные правовые акты в области обеспечения организации и координации перевозок внешнеторговых грузов в морские и речные порты, а также доставку грузов в районы Крайнего Севера в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении по единому транспортному документу.
Рассмотреть вопрос о закреплении выпускников учебных заведений для работы на российских судах с целью предотвращения их оттока к иностранным судовладельцам.
Ассоциациям, судоходным компаниям, портам, предприятиям и организациям внутреннего водного транспорта - активизировать работу представителей хозяйствующих субъектов в общественных советах при государственных бассейновых управлениях водных путей и судоходства. Расширить практику взаимовыгодного участия в реализации инвестиционных проектов по развитию и модернизации речного транспорта и его инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства.
Пресс-служба