Опубликовано 19 Ноября 2025
Нейтрализация беспилотников-нарушителей – приоритетное направление деятельности Минтранса
В рамках XIX Международного форума и выставки «Транспорт России» прошла отраслевая конференция, посвященная механизмам комплексной защиты от беспилотных аппаратов на объектах транспорта. Ее организатором выступил Департамент транспортной безопасности Минтранса России. Модерировал мероприятие директор департамента Роман Веретенников.
Участники обсудили возможные пути взаимодействия субъектов транспортной инфраструктуры с представителями федеральных органов исполнительной власти, меры по установлению зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры, порядок использования радиочастотного спектра при применении средств обнаружения и оснащения постов воздушного наблюдения. В процессе дискуссии также были рассмотрены передовые технологии и методики борьбы с беспилотными аппаратами, предложены рекомендации по повышению уровня антитеррористической защищенности транспортного комплекса.
Важнейшей задачей по обеспечению безопасности транспортной отрасли заместитель Министра транспорта Евгений Филиппов назвал обеспечение безопасности транспортных узлов и магистралей. «Всё большее внимание уделяется в настоящее время как противодействию беспилотникам, так и их использованию в нашей повседневной деятельности, – пояснил он. – Беспилотные аппараты представляют собой универсальный инструмент, способный решать широкий спектр задач. Совместными усилиями мы должны выработать гибкость в принятии решений и реагировании на поступающие угрозы. Уверен, что данная площадка станет отправной точкой для внедрения инновационных методов и технологий, способствующих укреплению национальной безопасности нашего государства и обеспечению устойчивого функционирования транспортной системы».
В настоящее время механизм комплексной защиты состоит из ряда взаимосвязанных компонентов. Он включает систему мониторинга и обнаружения, средства радиоэлектронной борьбы, непосредственное физическое воздействие на нарушителя посредством специальных технических средств, организацию оперативного информирования, правовую базу, которая регламентирует работу вблизи критически важной инфраструктуры, и нормативную правовую базу, которая устанавливает за это ответственность.
Начальник главного управления на транспорте МВД России Олег Калинкин рассказал о проводимой совместно с Минтрансом разработке нормативной правовой базы, которая обеспечивает защиту и контроль объектов транспорта от воздушных угроз. Также совместно с подразделениями транспортной безопасности разрабатываются и внедряются современные технологии.
Руководитель Управления транспортной безопасности Росавиации Наталья Власова отметила, что Росавиация подготовила проект рекомендаций по реализации пункта 17 Постановления Правительства № 588 «Об особенностях защиты от актов незаконного вмешательства с использованием беспилотных аппаратов объектов транспортной инфраструктуры и (или) групп объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности». После обсуждения с Минтрансом и внесения замечаний рекомендации будут размещены на официальном сайте Росавиации.
Подробности работы системы АСУТК, которую разработало подведомственное Минтрансу ФГБУ «СИЦ Минтранса России», привел его директор Александр Кисляков.
На сегодняшний день информация об обнаружении как беспилотных летательных аппаратов, так и безэкипажных катеров, получается Ситуационным центром из Единого национального центра. Всего используется три канала передачи информации: выведенный на экран дашборд, на котором в реальном времени отображается место фиксации беспилотника, его маршрут, скорость и направление движения, а также телефонная связь и закрытый мессенджер.
Все это позволяет дежурной службе центра, а также прикомандированным сотрудникам федеральной службы и федеральных агентств, подведомственных Минтрансу, незамедлительно информировать критически важные объекты транспортной инфраструктуры.
Одним из основных правовых инструментов предотвращения проникновения в охраняемые зоны объектов транспорта является установление зоны безопасности, что дает возможность субъектам оперативно отвечать на угрозы даже вне границ территорий объектов.
Игорь Кривоносов, руководитель обособленного подразделения ЗАО «ПМЦ «Авангард», рассказал об особенностях построения эшелонированной территориальной защиты воздушного пространства. Он акцентировал внимание на том, что такая система должна строиться централизованно. Комплексной защиты региона можно достичь только при условии ее интеграции с существующими региональными и объектовыми средствами РЭП, состоящими на круглосуточном дежурстве. Модуль интеграции включает в том числе серверное оборудование из состава ПАК «Арьергард», которая уже успешно применяется в аэропорту Пулково.