Опубликовано 19 Ноября 2025
Поезда на ВСМ будут ходить в час-пик каждые 15 минут
На XIX Международном форуме «Транспорт России» состоялась панельная дискуссия «ВСМ: Вдохновение. Скорость. Мечта», посвященная развитию высокоскоростного сообщения в России. В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства Виталий Савельев, Министр транспорта Андрей Никитин, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, губернатор Новгородской области Александр Дронов, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов, генеральный директор АО «Группа Синара» Виктор Леш, генеральный директор ООО «НПС СТ» Никита Терентьев. Гостями сессии стали представители различных ведомств и студенты профильных учебных заведений, которым в будущем предстоит работать на ВСМ.
ВСМ Москва – Санкт-Петербург – стратегическая магистраль протяженностью почти 700 км, планируемая к завершению в 2028 году. Поезда будут развивать скорость до 400 км/ч, а инфраструктура спроектирована с учетом российских климатических условий и обеспечит безопасное движение при температурах до −50 °C. После ввода линии время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом сократится примерно до 2 часов; дорога от Москвы до Твери займет около 40 минут, а от Санкт-Петербурга до Великого Новгорода – около 30 минут. Запуск ВСМ сформирует новый технологический уклад в железнодорожной отрасли, создавая производственные и кадровые возможности, а также обеспечивая устойчивое развитие регионов.
Открывая мероприятие Виталий Савельев отметил, что проект высокоскоростных магистралей в России, утвержденный Президентом России Владимиром Путиным, является знаковым событием для страны и открывает новые горизонты в развитии транспортной инфраструктуры. Это не просто реализация отдельного маршрута между Москвой и Санкт-Петербургом, а целая программа, включающая пять ключевых направлений.
«С внедрением высокоскоростных магистралей Россия вступает в «высшую лигу» мирового транспортного развития. Высокоскоростные поезда, способные развивать скорость до 400 км/ч с крейсерской скоростью 360 км/ч, создадут множественные эффекты как для экономики, так и для технологического прорыва в стране. Мы можем гордиться тем, что Россия нацелена на технологическую независимость и суверенитет, используя отечественные материалы, комплектующие и оборудование для строительства. Проект Москва – Санкт-Петербург станет уникальным примером успешной реализации высокоскоростного сообщения. Время в пути между двумя столицами составит всего 2 часа 15 минут, а частота отправления поездов будет достигать 15 минут. Это существенно изменит транспортный ландшафт и позволит около 3 млн пассажиров перейти с авиационного сообщения на высокоскоростные поезд», – сказал вице-премьер.
Реализация проекта ведется поэтапно. Сейчас активные строительно- монтажные работы идут на шестом и седьмом этапах в Тверской и Московской областях. По другим этапам выполняются подготовительные работы в соответствии с графиком. На объектах задействовано более 11,5 тыс. человек, количество специальной техники превышает 4 тыс. единиц.
Реализация этого масштабного проекта создаст мощный задел для будущего. Участие 36 регионов и 150 подрядчиков подчеркивает важность коллективной работы. Каждый элемент системы – от поезда до железнодорожного полотна – должен функционировать как единое целое. А внедрение новых технологий станет ключевым фактором успеха.
В свою очередь, Андрей Никитин подчеркнул, что уникальность российской транспортной науки заключается в том, что она опирается на богатую научную традицию, сформировавшуюся еще во времена Империи и в советский период. Сегодняшние достижения стали возможны благодаря той базе, которая была заложена ранее. Первый шаг к высокоскоростному движению был сделан в 1972 году с программой повышения скоростей на участке Москва – Ленинград. В 1973 году появился знаменитый поезд ЭР200 – первый подвижной состав, который развивал скорость до 200 км/ч. Уже тогда были внедрены передовые решения: алюминиевая конструкция кузова, электропривод с импульсным регулированием, уникальная система пневмоподвешивания, дисковые тормоза и система автоведения поезда. В его первый регулярный рейс время в пути составляло 5 часов 20 минут, а затем сократилось до 4 часов 25 минут.
«Фундамент советской инженерной школы позволил России войти в 21-й век с готовностью к возрождению скоростных технологий. В 90-е годы академик Игорь Спасский начал проектирование высокоскоростного электропоезда «Сокол-250. Хотя проект не был реализован, наработки инженеров сегодня продолжают жить в новых проектах высокоскоростных магистралей. Далее «Сапсан» стал важной вехой, предоставив опыт эксплуатации и пассажирского сервиса, – сообщил Министр. – Сегодня идет активная работа над современным поездом, привлечены десятки лучших машиностроительных компаний. Это действительно проект всей страны, который объединяет науку и инженеров со всей России. Мы сталкиваемся с новыми требованиями к точности, безопасности и сцеплению колеса с рельсом – вызовами, которых ранее не было. Более того, мы строим высокоскоростные магистрали в условиях северного климата и сложных грунтов, что делает наш проект уникальным. Это пример технологического суверенитета нашей страны, реализуемого на основе отечественных инженерных и научных разработок». Он также напомнил, что на базе Российского университета транспорта уже готовят специалистов, которые будут управлять высокоскоростными магистралями. Их выпуск совпадет с запуском первого пилотного поезда.
Выступая на сессии, Олег Белозёров привел в пример статистику, согласно которой каждый год сегмент скоростного транспорта растет более чем на 9 %. Это говорит о том, что пассажиры выбирают максимальное удобство и скорость. Например, поезд «Сапсан» постоянно загружен практически на 100 %. «На текущий момент между Москвой и Санкт-Петербургом перевозится около 11 млн человек в год. Однако, согласно прогнозам, к 2030 году эта цифра может вырасти до 28 млн. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо развивать высокоскоростное движение. РЖД активно участвует в этом процессе как генподрядчик и конструктор, разрабатывая новые поезда и механизмы для будущей системы перевозок», – сказал он.
Кроме того, было отмечено, что развитие высокоскоростного движения – это не просто вопрос увеличения скорости поездов, но и решение комплексной задачи, касающейся оптимизации всего транспортного процесса. На сегодняшний день, когда пассажирские поезда движутся по тем же путям, что и грузовые, возникает необходимость в эффективном распределении ресурсов и времени. Это создает определенные ограничения для грузовых перевозок, поскольку необходимо обеспечить возможность разъезда. Однако реализация высокоскоростных магистралей между Москвой и Санкт-Петербургом открывает новые горизонты не только для пассажирских перевозок, но и для грузового транспорта. По прогнозам, после завершения проекта объем грузоперевозок может быть увеличен до 30 млн тонн.
Об экономических эффектах от строительства ВСМ рассказал Александр Дронов: «На территории Новгородской области идет строительство ключевого производственного объекта – завода по изготовлению железобетонных плит. Предприятие площадью более 79 000 м² разместится в нашей особой экономической зоне. Это инвестиции в экономику региона и возможность создать более 900 высокотехнологичных рабочих мест».
Губернатор выразил мнение, что создание транспортных и логистических развязок, а также развитие пассажирских станций – это важные аспекты, которые помогут улучшить доступность региона и способствовать росту грузооборота. А учитывая высокие темпы роста туристического потока, Новгородская область имеет все шансы стать привлекательным направлением для путешественников.
Максим Ликсутов отметил, что проект объединяет всю транспортную отрасль и крупные финансовые институты, что подчеркивает его значимость для всей экономики. А Москва, как центральный транспортный узел, играет важнейшую роль в этом проекте. «Мы говорим о соединении двух крупнейших агломераций России – Москвы и Санкт-Петербурга, которые объединяют почти 40 миллионов человек и составляют 40 % ВВП страны. Высокоскоростная магистраль станет осью, связывающей эти регионы. По опыту других стран видно, что на расстоянии около 1000 километров ВСМ является более эффективным вариантом по сравнению с авиаперелетами, – сообщил он. – Сегодня мы стоим на пороге значительных изменений в транспортной инфраструктуре нашей страны. Запуск высокоскоростных магистралей (ВСМ) и транспортно-пересадочных узлов – это не просто шаг к улучшению удобства передвижения, но и мощный инструмент для повышения мобильности и экономической активности в регионах».
Правительство Москвы стремится к созданию уникальной системы транспортно-пересадочных узлов, которые будут представлять собой не просто станции, а целые экосистемы, способствующие удобству и комфорту граждан. В перспективе планируется создать 14 таких узлов, каждый из которых должен быть полностью переосмыслен и адаптирован к современным требованиям.
По словам заместителя Мэра Москвы, перевозить пассажиров будут отечественные поезда нового поколения, где акцент будет сделан на комфорте и безопасности: «Мы внедряем современные технологии, такие как биометрия, которая обеспечит бесшовный процесс посадки на поезд. Пассажиры смогут зарегистрироваться заранее, купить билет и пройти через турникеты с помощью биометрической системы. Это не только упростит процесс, но и повысит уровень безопасности благодаря интеграции с правоохранительными органами. Наши высокоскоростные поезда будут отличаться высоким уровнем комфорта. Мы гарантируем стабильный интернет на всем пути следования, а также разнообразные услуги для пассажиров: от вендинговых автоматов с едой и напитками до информационно-развлекательных систем».
Более подробно о строительстве новых поездов рассказал Виктор Леш. Согласно графику, к 2028 году на линии должно быть уже 28 поездов, а к 2030 году – 43 поезда на маршруте Москва – Санкт-Петербург. Поезд будет представлять собой состав с распределенной тягой, что позволяет обеспечить равномерное ускорение и торможение. «Мы планируем начать заводские испытания первых двух поездов в июне 2027 года. Мы уверены, что тестовый участок длиной 129 километров подтвердит все заложенные параметры поезда – как по скорости, так и по уровню комфорта. В мире большинство высокоскоростных магистралей эксплуатируются на скоростях до 300 км/ч. Однако мы стремимся к более высоким показателям – от 360 до 400 км/ч. Это не только экономически обоснованно, но и представляет собой серьезную задачу для наших конструкторов, – добавил он. – Мы внедряем новые подходы к комплектации и материалам. Основные задачи остаются неизменными: мы должны обеспечить высочайший уровень безопасности как при проектировании, так и при строительстве поезда. Весь накопленный опыт и система качества на наших предприятиях позволяют нам уверенно двигаться к этой цели».
Опытом создания высокоскоростных магистралей в России поделился Никита Терентьев. По его словам, это серьезный технический вызов, ведь приходится сталкиваться с уникальными климатическими условиями и сложным рельефом. При этом сроки реализации проекта с момента его одобрения до открытия движения составят около трех лет.
«Мы разработали комплекс передовых решений, начиная от уникальных рельсовых плит и заканчивая цифровой автоматизацией для маршрута Москва – Санкт-Петербург. Это действительно шаг к технологическому лидерству России, который уже называют чудом. Одной из ключевых технологий является безбалластный путь. Вместо традиционного балласта мы используем бетонные рельсовые плиты, что обеспечивает безопасность и надежность перевозок на заявленной скорости. Мы изучили международный опыт, включая передовые разработки Китая, и пришли к выводу, что ни одна из существующих конструкций не соответствует нашим требованиям. Поэтому мы создали собственную рельсовую плиту, которая превосходит зарубежные аналоги по многим параметрам», – сообщил генеральный директор ООО «НПС СТ».
Производство плит будет осуществляться на двух роботизированных заводах, где уже в 2026 году начнется выпуск первой партии.
Завершая мероприятие Виталий Савельев акцентировал внимание на том, что качество жизни человека в любой стране мира во многом определяется его мобильностью. Возможность быстро передвигаться – одна из ключевых характеристик, влияющих на уровень комфорта и удобства в повседневной жизни.