Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Забыли пароль?

Подписка

Получать по электронной почте:

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Проверьте электронную почту

На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Министерство Деятельность Документы Пресс-центр Обращения граждан и организаций Контакты
Обращения граждан и организаций Контакты
ENG
Министерство транспорта в Телеграм
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта в одноклассниках
Министерство транспорта в Dzen
Министерство транспорта на RuTube
> Пресс-центр > Новости
19 Ноября 2025

Опубликовано 19 Ноября 2025

Поезда на ВСМ будут ходить в час-пик каждые 15 минут

На XIX Международном форуме «Транспорт России» состоялась панельная дискуссия «ВСМ: Вдохновение. Скорость. Мечта», посвященная развитию высокоскоростного сообщения в России. В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства Виталий Савельев, Министр транспорта Андрей Никитин, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, губернатор Новгородской области Александр Дронов, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов, генеральный директор АО «Группа Синара» Виктор Леш, генеральный директор ООО «НПС СТ» Никита Терентьев. Гостями сессии стали представители различных ведомств и студенты профильных учебных заведений, которым в будущем предстоит работать на ВСМ.

ВСМ Москва – Санкт-Петербург – стратегическая магистраль протяженностью почти 700 км, планируемая к завершению в 2028 году. Поезда будут развивать скорость до 400 км/ч, а инфраструктура спроектирована с учетом российских климатических условий и обеспечит безопасное движение при температурах до −50 °C. После ввода линии время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом сократится примерно до 2 часов; дорога от Москвы до Твери займет около 40 минут, а от Санкт-Петербурга до Великого Новгорода – около 30 минут. Запуск ВСМ сформирует новый технологический уклад в железнодорожной отрасли, создавая производственные и кадровые возможности, а также обеспечивая устойчивое развитие регионов.

Открывая мероприятие Виталий Савельев отметил, что проект высокоскоростных магистралей в России, утвержденный Президентом России Владимиром Путиным, является знаковым событием для страны и открывает новые горизонты в развитии транспортной инфраструктуры. Это не просто реализация отдельного маршрута между Москвой и Санкт-Петербургом, а целая программа, включающая пять ключевых направлений.

«С внедрением высокоскоростных магистралей Россия вступает в «высшую лигу» мирового транспортного развития. Высокоскоростные поезда, способные развивать скорость до 400 км/ч с крейсерской скоростью 360 км/ч, создадут множественные эффекты как для экономики, так и для технологического прорыва в стране. Мы можем гордиться тем, что Россия нацелена на технологическую независимость и суверенитет, используя отечественные материалы, комплектующие и оборудование для строительства. Проект Москва – Санкт-Петербург станет уникальным примером успешной реализации высокоскоростного сообщения. Время в пути между двумя столицами составит всего 2 часа 15 минут, а частота отправления поездов будет достигать 15 минут. Это существенно изменит транспортный ландшафт и позволит около 3 млн пассажиров перейти с авиационного сообщения на высокоскоростные поезд», – сказал вице-премьер.

Реализация проекта ведется поэтапно. Сейчас активные строительно- монтажные работы идут на шестом и седьмом этапах в Тверской и Московской областях. По другим этапам выполняются подготовительные работы в соответствии с графиком. На объектах задействовано более 11,5 тыс. человек, количество специальной техники превышает 4 тыс. единиц.

Реализация этого масштабного проекта создаст мощный задел для будущего. Участие 36 регионов и 150 подрядчиков подчеркивает важность коллективной работы. Каждый элемент системы – от поезда до железнодорожного полотна – должен функционировать как единое целое. А внедрение новых технологий станет ключевым фактором успеха.

В свою очередь, Андрей Никитин подчеркнул, что уникальность российской транспортной науки заключается в том, что она опирается на богатую научную традицию, сформировавшуюся еще во времена Империи и в советский период. Сегодняшние достижения стали возможны благодаря той базе, которая была заложена ранее. Первый шаг к высокоскоростному движению был сделан в 1972 году с программой повышения скоростей на участке Москва – Ленинград. В 1973 году появился знаменитый поезд ЭР200 – первый подвижной состав, который развивал скорость до 200 км/ч. Уже тогда были внедрены передовые решения: алюминиевая конструкция кузова, электропривод с импульсным регулированием, уникальная система пневмоподвешивания, дисковые тормоза и система автоведения поезда. В его первый регулярный рейс время в пути составляло 5 часов 20 минут, а затем сократилось до 4 часов 25 минут.

«Фундамент советской инженерной школы позволил России войти в 21-й век с готовностью к возрождению скоростных технологий. В 90-е годы академик Игорь Спасский начал проектирование высокоскоростного электропоезда «Сокол-250. Хотя проект не был реализован, наработки инженеров сегодня продолжают жить в новых проектах высокоскоростных магистралей. Далее «Сапсан» стал важной вехой, предоставив опыт эксплуатации и пассажирского сервиса, – сообщил Министр. – Сегодня идет активная работа над современным поездом, привлечены десятки лучших машиностроительных компаний. Это действительно проект всей страны, который объединяет науку и инженеров со всей России. Мы сталкиваемся с новыми требованиями к точности, безопасности и сцеплению колеса с рельсом – вызовами, которых ранее не было. Более того, мы строим высокоскоростные магистрали в условиях северного климата и сложных грунтов, что делает наш проект уникальным. Это пример технологического суверенитета нашей страны, реализуемого на основе отечественных инженерных и научных разработок». Он также напомнил, что на базе Российского университета транспорта уже готовят специалистов, которые будут управлять высокоскоростными магистралями. Их выпуск совпадет с запуском первого пилотного поезда.

Выступая на сессии, Олег Белозёров привел в пример статистику, согласно которой каждый год сегмент скоростного транспорта растет более чем на 9 %. Это говорит о том, что пассажиры выбирают максимальное удобство и скорость. Например, поезд «Сапсан» постоянно загружен практически на 100 %. «На текущий момент между Москвой и Санкт-Петербургом перевозится около 11 млн человек в год. Однако, согласно прогнозам, к 2030 году эта цифра может вырасти до 28 млн. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо развивать высокоскоростное движение. РЖД активно участвует в этом процессе как генподрядчик и конструктор, разрабатывая новые поезда и механизмы для будущей системы перевозок», – сказал он.

Кроме того, было отмечено, что развитие высокоскоростного движения – это не просто вопрос увеличения скорости поездов, но и решение комплексной задачи, касающейся оптимизации всего транспортного процесса. На сегодняшний день, когда пассажирские поезда движутся по тем же путям, что и грузовые, возникает необходимость в эффективном распределении ресурсов и времени. Это создает определенные ограничения для грузовых перевозок, поскольку необходимо обеспечить возможность разъезда. Однако реализация высокоскоростных магистралей между Москвой и Санкт-Петербургом открывает новые горизонты не только для пассажирских перевозок, но и для грузового транспорта. По прогнозам, после завершения проекта объем грузоперевозок может быть увеличен до 30 млн тонн.

Об экономических эффектах от строительства ВСМ рассказал Александр Дронов: «На территории Новгородской области идет строительство ключевого производственного объекта – завода по изготовлению железобетонных плит. Предприятие площадью более 79 000 м² разместится в нашей особой экономической зоне. Это инвестиции в экономику региона и возможность создать более 900 высокотехнологичных рабочих мест».

Губернатор выразил мнение, что создание транспортных и логистических развязок, а также развитие пассажирских станций – это важные аспекты, которые помогут улучшить доступность региона и способствовать росту грузооборота. А учитывая высокие темпы роста туристического потока, Новгородская область имеет все шансы стать привлекательным направлением для путешественников.

Максим Ликсутов отметил, что проект объединяет всю транспортную отрасль и крупные финансовые институты, что подчеркивает его значимость для всей экономики. А Москва, как центральный транспортный узел, играет важнейшую роль в этом проекте. «Мы говорим о соединении двух крупнейших агломераций России – Москвы и Санкт-Петербурга, которые объединяют почти 40 миллионов человек и составляют 40 % ВВП страны. Высокоскоростная магистраль станет осью, связывающей эти регионы. По опыту других стран видно, что на расстоянии около 1000 километров ВСМ является более эффективным вариантом по сравнению с авиаперелетами, – сообщил он. – Сегодня мы стоим на пороге значительных изменений в транспортной инфраструктуре нашей страны. Запуск высокоскоростных магистралей (ВСМ) и транспортно-пересадочных узлов – это не просто шаг к улучшению удобства передвижения, но и мощный инструмент для повышения мобильности и экономической активности в регионах».

Правительство Москвы стремится к созданию уникальной системы транспортно-пересадочных узлов, которые будут представлять собой не просто станции, а целые экосистемы, способствующие удобству и комфорту граждан. В перспективе планируется создать 14 таких узлов, каждый из которых должен быть полностью переосмыслен и адаптирован к современным требованиям.

По словам заместителя Мэра Москвы, перевозить пассажиров будут отечественные поезда нового поколения, где акцент будет сделан на комфорте и безопасности: «Мы внедряем современные технологии, такие как биометрия, которая обеспечит бесшовный процесс посадки на поезд. Пассажиры смогут зарегистрироваться заранее, купить билет и пройти через турникеты с помощью биометрической системы. Это не только упростит процесс, но и повысит уровень безопасности благодаря интеграции с правоохранительными органами. Наши высокоскоростные поезда будут отличаться высоким уровнем комфорта. Мы гарантируем стабильный интернет на всем пути следования, а также разнообразные услуги для пассажиров: от вендинговых автоматов с едой и напитками до информационно-развлекательных систем».

Более подробно о строительстве новых поездов рассказал Виктор Леш. Согласно графику, к 2028 году на линии должно быть уже 28 поездов, а к 2030 году – 43 поезда на маршруте Москва – Санкт-Петербург. Поезд будет представлять собой состав с распределенной тягой, что позволяет обеспечить равномерное ускорение и торможение. «Мы планируем начать заводские испытания первых двух поездов в июне 2027 года. Мы уверены, что тестовый участок длиной 129 километров подтвердит все заложенные параметры поезда – как по скорости, так и по уровню комфорта. В мире большинство высокоскоростных магистралей эксплуатируются на скоростях до 300 км/ч. Однако мы стремимся к более высоким показателям – от 360 до 400 км/ч. Это не только экономически обоснованно, но и представляет собой серьезную задачу для наших конструкторов, – добавил он. – Мы внедряем новые подходы к комплектации и материалам. Основные задачи остаются неизменными: мы должны обеспечить высочайший уровень безопасности как при проектировании, так и при строительстве поезда. Весь накопленный опыт и система качества на наших предприятиях позволяют нам уверенно двигаться к этой цели».

Опытом создания высокоскоростных магистралей в России поделился Никита Терентьев. По его словам, это серьезный технический вызов, ведь приходится сталкиваться с уникальными климатическими условиями и сложным рельефом. При этом сроки реализации проекта с момента его одобрения до открытия движения составят около трех лет.

«Мы разработали комплекс передовых решений, начиная от уникальных рельсовых плит и заканчивая цифровой автоматизацией для маршрута Москва – Санкт-Петербург. Это действительно шаг к технологическому лидерству России, который уже называют чудом. Одной из ключевых технологий является безбалластный путь. Вместо традиционного балласта мы используем бетонные рельсовые плиты, что обеспечивает безопасность и надежность перевозок на заявленной скорости. Мы изучили международный опыт, включая передовые разработки Китая, и пришли к выводу, что ни одна из существующих конструкций не соответствует нашим требованиям. Поэтому мы создали собственную рельсовую плиту, которая превосходит зарубежные аналоги по многим параметрам», – сообщил генеральный директор ООО «НПС СТ».

Производство плит будет осуществляться на двух роботизированных заводах, где уже в 2026 году начнется выпуск первой партии.

Завершая мероприятие Виталий Савельев акцентировал внимание на том, что качество жизни человека в любой стране мира во многом определяется его мобильностью. Возможность быстро передвигаться – одна из ключевых характеристик, влияющих на уровень комфорта и удобства в повседневной жизни.

Поделиться:
Пресс-центр
  • Новости
  • Новости регионов
  • Информационная лента
  • Выступления и интервью
  • Анонсы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Онлайн конференции
  • Спецпроекты
  • Отраслевые СМИ
  • Опросы и анкетирования
  • Контакты для СМИ
Новости
0.2193 сек.

Министерство

О Министерстве Цели и задачи Структура Подведомственные предприятия и учреждения Организации транспорта Планирование деятельности Госуслуги Результаты деятельности
Госконтракт Транспортное образование Координационные и совещательные органы Госслужба Форменная одежда Организации транспорта История Награды Министерства Контакты

Деятельность

Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Авиационный транспорт Железнодорожный транспорт Морской и речной транспорт Транспортная безопасность Международное сотрудничество Пункты пропуска через государственную границу РФ Научно-техническая деятельность Транспорт России Противодействие коррупции Открытое министерство Доступная среда для инвалидов Спорт в Минтрансе Транспортное обеспечение мероприятий

Пресс-центр

Новости Анонсы Выступления и интервью Фотогалерея Видеогалерея Онлайн конференции Обзоры СМИ Отраслевые СМИ Спецпроекты Опросы и анкетирование Контакты для СМИ

Документы

Законы, постановления Приказы, распоряжения Проекты нормативных правовых актов Уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов Экспертиза проектов нормативных правовых актов Формы и шаблоны
Информационные и Аналитические материалы Отчеты Рабочие материалы Повестки Протоколы Стенограммы

Обращения граждан и организаций

Подать электронное обращение физического лица Подать электронное обращение юридического лица Контактная информация Компетенция и нормативные правовые документы, определяющие порядок работы с обращениям граждан' Личный приём Информация о работе с обращениями граждан Часто задаваемые вопросы Опросы

О сайте

Условия использования Регламент публикации материалов
Министерство Деятельность Документы Пресс-служба Обращения граждан и организаций Контакты Открытое министерство Противодействие коррупции
О сайте Почта Минтранс Написать в редакцию web@mintrans.ru

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Официальный сайт Президента РФ

Официальный интернет-портал Правительства РФ

Госключ

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.