Опубликовано 18 Ноября 2025
Транспорт без барьеров: на Транспортной неделе обсудили как меняется пассажирский сервис в России
На пленарной дискуссии «Дофаминовый транспорт. Все для пассажира!» обсудили как сделать пассажирский транспорт привлекательным для всех. В мероприятии приняли участие Министр транспорта Андрей Никитин, заместитель Министра промышленности и торговли Василий Шпак, генеральный директор АО «ГТЛК» Михаил Парнев, генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич и заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Иван Колесников. Модератором выступила ведущая «РБК-ТВ» Алевтина Пенкальская.
Обращаясь к присутствующим Андрей Никитин отметил, что для пассажира сервис должен начинаться с момента покупки билета. Здесь важен весь клиентский путь: насколько удобно добраться из дома до вокзала/аэропорта по городу, как проходит досмотр, сама поездка, как человек потом добирается до конечной точки маршрута.
Министр заявил, что на сегодняшний день есть несколько регионов, где успешно развиваются городской транспорт, а также мультимодальные связи с вокзалами, аэропортами и транспортом дальнего следования. «Однако значительная часть субъектов пока полностью не занимается данной темой. Хочу напомнить, что одна из принципиальных задач, поставленных Президентом, – развитие опорных населенных пунктов и обеспечение связности между небольшими городами и столицами субъектов. Важно, чтобы жители малых населенных пунктов имели возможность добраться до областной больницы, аэропорта или других важных объектов инфраструктуры. Говоря о нашей совместной с Минпромторгом программе обновления пассажирского парка, мы видим, что автобусы активно обновляются, но при этом зачастую отсутствует полноценная транспортная работа в широком смысле. Мы далеки от идеальной ситуации и у нас впереди очень серьезная и масштабная работа», – добавил он.
По словам Министра, управление городским транспортом, координация движения и интеграция разных видов транспорта – вопросы первостепенной важности. Потребности людей в удобной и доступной транспортной системе растут ежедневно, поэтому необходима последовательная работа по развитию мультимодальности, повышению комфорта пассажиров и стандартизации сервисов.
В свою очередь, Василий Шпак подчеркнул, что для Минпромторга, транспорт – это не только процесс доставки пассажиров и грузов, но и масштабный рынок, оказывающий огромное влияние на множество отраслей и сфер промышленности. В частности, это касается электроники. «Современный транспорт становится по сути технологическим комплексом, своего рода «смартфоном» или «компьютером» на колесах или крыльях – в зависимости от среды передвижения. Если говорить о различных видах транспорта, то сегодня наивысшая степень локализации российских решений наблюдается на железной дороге. В настоящее время мы обладаем всем необходимым спектром технологий для того, чтобы все решения, которые используются для создания российского подвижного состава, были российскими. Активная работа ведется также в гражданской авиации и автомобильной промышленности», – проинформировал он.
Заместитель министра отметил, что стремительными темпами развивается беспилотный транспорт. Еще несколько лет назад многие из технологий казались далеким будущим, а сегодня они становятся реальностью: десятки компаний внедряют инновационные решения, проводят испытания и масштабируют проекты. Это динамичное развитие открывает новые горизонты для повышения качества и эффективности перевозок.
«Пассажир – единственный потребитель и покупатель услуг транспорта. Он выбирает вид транспорта, направление и объемы перевозок, и именно на его средства транспортная система развивается. Государство, безусловно, оказывает всестороннюю поддержку, но в конечном итоге пассажир – это тот, ради кого все происходит», – высказал свое мнение Михаил Парнев. Он также обратил внимание, что сегодня наблюдается максимальный спрос на комплексные и удобные транспортные решения. Например, в Москве все виды транспорта, как наземные, так и метро, соединены так, что пассажир практически не замечает пересадок. Переходы с метро на МЦК, на вокзал, пересадка на пригородный транспорт – все происходит без барьеров и задержек.
АО «ГЛОНАСС» совместно с Минтрансом и Минпромторгом по поручению Президента создает единую национальную систему идентификации беспилотных транспортных средств во всех средах. Об этом направлении подробно рассказал Алексей Райкевич. По его словам, для развития беспилотных технологий в России необходима соответствующая инфраструктура в IT и телекоммуникационной сфере. Эта инфраструктура обеспечит прозрачность функционирования всех видов беспилотников, что в свою очередь позволит снять региональные ограничения и запреты на эксплуатацию таких систем, стимулируя тем самым развитие гражданских беспилотных технологий. «Наша компания сегодня создает единую систему идентификации, базирующуюся на уже доказавшей свою эффективность государственной информационной системе – применяемой в обеспечении прозрачности пассажирских и грузовых перевозок, в лесном комплексе, малой авиации и перевозке опасных грузов. Теперь очередь дошла и до робототехники. Это открывает колоссальные перспективы для нашей страны, с уже имеющимися примерами промышленного применения, – проинформировал руководитель АО «ГЛОНАСС». – Для ускорения перехода беспилотных систем от экспериментальных разработок к промышленной эксплуатации создается эта единая система идентификации. При этом наши планы выходят далеко за рамки простой идентификации. Вместе с Министерством транспорта мы закладываем базис для формирования целой национальной экосистемы в области беспилотных технологий. Особое внимание уделяется домену кибербезопасности: современные робототехнические системы должны быть защищены от хакерских атак».
Другой важный аспект – возможность принудительной остановки беспилотных транспортных средств, так называемая «красная кнопка». При росте числа беспилотников принципиально важно иметь технологию автоматической остановки техники или посадки беспилотника в критических ситуациях. Поэтому уже сегодня формируется технологический фундамент национальной экосистемы, которая будет обеспечивать безопасность и контроль беспилотных систем.
О планах развития и совершенствования пассажирских перевозок компании ОАО «РЖД» рассказал Иван Колесников. С 2016 года был запущен масштабный процесс трансформации компании с фокусом на улучшение сервиса для пассажиров. В первую очередь была реализована программа обновления подвижного состава, расширена сеть маршрутов как дальнего, так и пригородного сообщения. Значительно улучшились и расширились предлагаемые услуги. Результаты не заставили себя ждать: за последние 10 лет объем перевозок вырос на 25 %. И текущий год не стал исключением – планируется перевезти около 1,3 млрд пассажиров, включая дальние и пригородные направления. Количество поездов с двухэтажными вагонами увеличилось более чем в 6 раз, а число скоростных поездов выросло на 40 %.
Изменения коснулись не только подвижного состава: внедрены удобные дополнительные сервисы: заказ еды, провоз животных, покупка экскурсий, возможность отправить автомобиль пассажирским поездом.
«Цифровизация – одна из ключевых составляющих нашей работы. Например, пассажирам с ограниченными возможностями больше не нужно лично приезжать в кассу для подтверждения своего статуса. Благодаря интеграции с базами данных социальных служб и Министерства транспорта, такие билеты можно приобрести дистанционно, – проинформировал представитель ОАО «РЖД». – Сегодня продажи билетов в дальнем сообщении через цифровые каналы достигают уже 82 %. Также меняется и порядок оплаты – если раньше была доступна лишь оплата банковской картой, сегодня билет можно купить с помощью системы MirPay, системы быстрых платежей. На пригородных направлениях мы внедрили систему NFC, что устраняет очереди у турникетов. Сейчас тестируем и оплату через геолокационные сервисы».