Опубликовано 24 Октября 2025
Подготовка квалифицированных кадров – основа стратегического союза России и Китая
В Новосибирске начал работу IX Форум Ассоциации ректоров транспортных вузов России и Китая. В рамках форума планируется обсуждение таких вопросов, как совместные образовательные программы с участием китайских транспортных образовательных организаций, подготовка высококвалифицированных международных кадров для железнодорожной отрасли и развития интеллектуального транспорта будущего, перспективы развития научно-образовательного сотрудничества.
Приветствие участникам Форума направил заместитель Председателя Правительства РФ Виталий Савельев.
«Совместным решением Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина предстоящий 2026 год объявлен перекрестным Годом образования в России и Китае. Это задает особую стратегическую перспективу нашему сотрудничеству. Ассоциация получает мощный ориентир: мы не просто готовим кадры для транспортной отрасли – мы формируем основу для долгосрочного стратегического союза двух великих держав», – сказано в обращении.
Вице-премьер также подчеркнул важность перевода образовательного и научного сотрудничества России и Китая на принципиально новый уровень. «Десятилетие успешной работы Ассоциации заложило основу для динамичного развития отношений в сфере транспортного образования и науки. Сегодня наш приоритет – переход от обмена лучшими практиками к реализации совместных образовательных и исследовательских программ и созданию сетевых лабораторий мирового уровня. Задача IX Форума – определить конкретные пути совместного ответа на глобальные вызовы, стоящие перед транспортной отраслью», – отметил Виталий Савельев.
От лица Министра транспорта Андрея Никитина к участникам Форума обратился первый заместитель Министра Константин Пашков. Он обозначил важность разработки новых российско-китайских транспортных проектов. «Транспортники России и Китая, углубляя взаимодействие в области транспорта, логистики и развития приграничной инфраструктуры, формируют стабильные, бесперебойные и устойчиво развивающиеся транспортные и логистические коридоры между нашими странами. Каждый новый проект – это не только экономический расчет, но и вклад в формирование единого евроазиатского пространства, где расстояние уступает место сотрудничеству, а границы становятся линиями роста», – сказал он.
Сегодня большое внимание уделяется расширению сотрудничества в области развития транспортного канала «река-море» Северо-Восток Китая – Дальний Восток Российской Федерации, а также развитию речного пассажирского и грузового судоходства, в том числе с использованием внутренних водных путей Амурского бассейна. Кроме того, продолжается активная работа по центральному железнодорожному коридору экономического коридора Россия – Монголия – Китай.
Развитие транспортной инфраструктуры требует особых компетенций. Для создания интеллектуальных систем управления, внедрения прорывных технологий и поддержания высоких стандартов безопасности необходим серьезный кадровый потенциал. «Мы являемся свидетелями впечатляющего роста транспортного сотрудничества между Россией и Китаем, и в данной парадигме ключевая роль отводится нашим вузам. Мы готовим кадры, способные проектировать, строить и управлять транспортными системами будущего, обеспечивая устойчивость и взаимосвязанность экономик России и Китая», – подчеркнул Константин Пашков.