Опубликовано 7 Октября 2025
Эксперты обсудили значимость Арктики в стратегическом развитии России
В Санкт-Петербурге начала работу 17-я Международная выставка-форум по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ «RAO/CIS Offshore 2025». Главные темы для обсуждения – перспективы развития ресурсной базы арктического континентального шельфа, обустройство морских нефтегазовых месторождений, создание новой техники и технологий для освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа, аварийно-спасательное обеспечение работ при освоении месторождений углеводородного сырья на шельфе России, создание энергетической инфраструктуры для Арктики, обеспечение промышленно-экологической безопасности в Арктике, цифровые технологии и потребности в создании и развитии цифровой IT-инфраструктуры.
В рамках форума состоялась пленарная сессия «Стратегические приоритеты Российской Федерации в Арктике». В ней принял участие заместитель Министра транспорта Константин Пашков.
В этом году отмечается 500-летие Северного морского пути, который был проложен колоссальным трудом российских исследователей, мореплавателей и первопроходцев. Освоение Арктики всегда ставило новые задачи перед наукой, экономикой и системой государственного управления. «Минтранс сосредоточен на реализации поручения Президента Российской Федерации, который поставил перед транспортным комплексом страны новую задачу – развитие Трансарктического транспортного коридора», – сказал Константин Пашков.
Северный морской путь стал основной транспортной артерией для грузоперевозок в Арктической зоне. В перспективе он дополнит возможности Восточного полигона железных дорог и расширит потенциал транзитного перехода между Европой и Дальним Востоком.
«Большой Северный морской путь имеет протяженность 14 тыс. км от Мурманска до Владивостока, но нам только предстоит определить точки входа в этот транспортный коридор. Очевидно, что главное – это Санкт-Петербург – морская столица, а где он будет заканчиваться – вопрос риторический, ведь для моряков горизонт – это весь мир», – отметил Константин Пашков.
Речь шла и технологической трансформации. Использование беспилотных авиационных систем для мониторинга ледовой обстановки, обследование инфраструктуры, поиска и спасения, экологического контроля, ликвидации последствий возможного разлива нефти, а также эксплуатация беспилотных судов даст снижение человеческого фактора, оптимизацию маршрутов и снижение затрат перевозчиков. Внедрение искусственного интеллекта позволит анализировать большие данные и прогнозировать ледовую обстановку, оптимизировать логистику, анализировать риски.
Помимо этого, масштабы поставленных задач предполагают подготовку высококвалифицированных кадров. Флагманскими ВУЗами, которые готовят специалистов транспортного профиля являются РУТ (МИИТ), Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова и Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского. В развитии программ обучения для Арктики и материальной базы вузов активное участие принимает ГК Росатом.
В 2025 году в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова открыт тренажер навигационного мостика, введена в эксплуатацию новейшая имитационная модель взаимодействия корпуса судна и льдов различного типа с эффектами торошения, дрейфа ледовых полей и ледового канала, не имеющая аналогов в мире. Последующее развитие имеющихся образовательных и научных компетенций планируется через участие в программе «Приоритет-2030».
В своем выступлении Константин Пашков также обозначил важнейшие направления дальнейшего развития транспортных систем в Арктике. «Это большое поле для нашей совместной работы. Это гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение безопасного судоходства, моделирование и оптимизация маршрутов Севморпути, а также повышение эффективности организации транспортных потоков и интеграция железных дорог в инфраструктуру портовой системы СМП. Мы традиционно активно работаем с Российской академией наук по этим вопросам. И сейчас у нас выходит Концепция научно-технологического развития транспортного комплекса России, где все эти вопросы учтены», – сообщил он.