Опубликовано 1 Октября 2025
Минтранс России разрабатывает реестр цифровых региональных транспортных решений
В рамках форума «Цифровая транспортация» состоялось заседание Комиссии Государственного Совета по направлению «Эффективная транспортная система», посвященное вопросам цифровизации транспортного комплекса. Заседание провел председатель Комиссии, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов. Участники рассмотрели ключевые направления развития транспортного сектора. В центре внимания – опыт цифровой трансформации в регионах, переход на обязательный электронный документооборот в транспортной сфере, разработка нормативной базы и единой системы идентификации для беспилотных транспортных средств.
Министр транспорта Андрей Никитин поблагодарил Алексея Цыденова за внимание, которое Комиссия Госсовета уделяет развитию транспортного комплекса страны.
В своем выступлении глава Минтранса остановился на основных вызовах, стоящих в области цифровизации отрасли. Он подчеркнул, что ключевая задача на сегодняшний день – развитие агломераций и опорных населенных пунктов страны. Обеспечение людей современным транспортом – это задача, которая решается путем внедрения цифровых технологий. «Речь идёт о развитии беспилотного движения: эти технологии сегодня развиваются особенно активно. Наши ключевые вызовы – корректное регулирование, чтобы технологии перестали быть региональными экспериментами и перешли в режим полноценного движения. В железнодорожной сфере уже реализуются беспилотные проекты – от городских железных дорог и трамваев до планов по внедрению автономных технологий в современные поезда на высокоскоростных магистралях», – сказал Андрей Никитин.
Цифровые решения необходимы для создания единой транспортной системы, в которой приоритетное место отводится экономии времени пассажира в пути. «Ключевая ценность для пассажира – это время, а именно возможность бесшовно добраться до конечной точки через систему городского транспорта, биометрию, беспилотные технологии и другие решения», – отметил Андрей Никитин. Он также подчеркнул преимущества внедрения электронного документооборота, который позволит обеспечить прозрачность рынка грузоперевозок, снизить издержки и сократить время доставки товаров.
Успешные практики уже внедряются в регионах. Например, оплата проезда по геолокации. За 1,5 года к технологии присоединились 10 субъектов. Задача Минтранса и профильной комиссии Госсовета – объединять и масштабировать такие проекты. Для этого в СИЦ Минтранса России будет разработана цифровая карта ИТ-решений.
Еще одним проектом станет усиление взаимодействия оперативных центров при нештатных ситуациях. Планируется заключение соглашений между ситуационным центром Министерства и региональными штабами для координации работ. Это позволит, например, активнее мобилизовать ресурсы при задержках авиарейсов – выделять дополнительные автобусы, размещать пассажиров и быстро перестраивать работу транспорта.
Генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов поделился информацией о функционировании отраслевого центра компетенций, который занимается методической поддержкой транспортных организаций, разработкой рекомендаций и аналитической работой по вопросам импортозамещения и кибербезопасности. Особое внимание было уделено инновационным решениям, таким как система планирования «Оптуран», использующая искусственный интеллект для оптимизации работы городского пассажирского транспорта в регионах.
Вице-президент по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти ООО «Яндекс.Такси» Антон Петраков рассказал о влиянии «Яндекс.Такси» на экономику страны. Важным направлением развития компании он считает расширение транспортных сценариев, включая мультимодальность и создание более доступных вариантов поездок.
Директор по взаимодействию с органами государственной власти ООО «АвтоТех» Дмитрий Коротаев подчеркнул, что текущие экспериментальные режимы беспилотного транспорта истекают в конце этого года, а полноценное правовое регулирование планируется только в 2027 году. Он обратился с предложением продлить экспериментальные правовые режимы еще на три года и установить переходный период при введении постоянного регулирования.
Заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы – руководитель контрактной службы Роман Латыпов представил опыт цифровизации транспортной системы столицы. Он выступил с инициативой масштабирования в регионы России цифровых решений для управления транспортом и дорожной инфраструктурой, успешно используемых и применяемых в Москве.