Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Забыли пароль?

Подписка

Получать по электронной почте:

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Проверьте электронную почту

На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Министерство Деятельность Документы Пресс-центр Обращения граждан и организаций Контакты
Обращения граждан и организаций Контакты
ENG
Министерство транспорта в Телеграм
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта в одноклассниках
Министерство транспорта в Dzen
Министерство транспорта на RuTube
> Пресс-центр > Новости
4 Сентября 2025

Опубликовано 4 Сентября 2025

Потенциал международной кооперации в судостроении обсудили в рамках Восточного экономического форума

Участники панельной сессии «Флот XXI века: технологический суверенитет или международная кооперация?» рассказали о том, насколько целесообразно строить весь флот самостоятельно, создавать собственные производства судового оборудования и комплектующих, как достичь технологического суверенитета, и поделились успешными кейсами реализации проектов по судостроению.

Заместитель Министра транспорта Александр Пошивай сообщил, что Минтрансом создана рабочая группа с целью разработки модели технологического суверенитета в транспортной отрасли в сегменте речного и морского транспорта, куда вошли эксперты из разных областей. Проект модели включает в себя такие сегменты, как инфраструктура, флот, кадры, навигация и связь, технический и коммерческий менеджмент.

Мировые события последних лет показали, что интеграционные связи между государствами и нивелирование роли международных договоров является вещью переменной, которая трактуется в зависимости от ситуации в пользу того или иного пользователя. Введение группами стран запретов на поставки изделий и технологий в другие государства под различными предлогами вынуждают страны стремиться к суверенитету во многих областях.

Морской транспорт не является исключением, пояснил заместитель Министра. Санкционное давление на российскую морскую отрасль не ограничивается только внесением российских компаний и морских судов в запретительные перечни, но это и непосредственно запрет на заход российских судов под российским флагом в порты Евросоюза, США, Великобритании и стран, которые являются недружественными.

Логистические вызовы были успешно преодолены двумя путями: переориентация грузопотоков и использование флота, который привлекался на других условиях.

Замминистра транспорта отметил, что Минпромторг проделал огромную работу, и большое количество оборудования, которое было критически важным, уже импортозамещено. «При этом мы понимаем, что для России приоритетом остается развитие собственного потенциала в области судостроения и морских технологий. Это относится ко всем видам производств. В идеале очень бы хотелось, чтобы у нас суда полностью от киля до клотика, включая наполнение, делались в нашей стране», – добавил он. Остается нерешенным вопрос с двигателями для крупнотоннажных судов. В этой части рассматривается замена дизелей на электродвижение.

«Технологический суверенитет – это не только возможность производить все оборудование на территории нашей страны, это и экономическая независимость рабочих мест, развитие технологического лидерства, которое сейчас получило очень серьезный стимул и мотивацию», – отметил Александр Пошивай.

По словам замминистра, полная автономия маловероятна в силу большого количества ее элементов. По состоянию на сегодня без международной кооперации не обойтись, что подразумевает под собой взаимодействие с дружественными странами. Это повышает устойчивость систем и потребителей, как отечественных, так и иностранных, которые являются поставщиками оборудования. Поэтому двусторонние соглашения между Россией и дружественными странами, которые заключаются для конкретных задач, являются абсолютной необходимостью.

Оправданный и целесообразный баланс между технологическим суверенитетом в транспортной сфере и международной кооперацией с дружественными странами неизбежен.

С того, что инженерные системы должны быть преимущественно отечественного производства, начал свое выступление директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Сергей Абдыкеров. В последние годы предпринималось много усилий для того, чтобы регуляторно строящиеся суда были с максимально российской начинкой.

«Мы оказались в ситуации малой серийности проекта, что весьма существенно отражается на цене и на сроках строительства. Необходима поддержка государства максимально унифицированных типовых проектов для того, чтобы добиваться максимальной серийности», – сказал он, затрагивая вопрос строительства судов. Представитель Минпромторга также добавил, что от 50 до 80 % стоимости судна составляет вес поставщиков разного вида судового оборудования. Таким образом унификация номенклатуры судов подтягивает за собой унификацию производителей в смежных отраслях – двигателестроении, электронике, приборах и связи а также узких направлений, например, рыбопереработке.

Кроме того, в настоящее время обсуждается применение механизма квотирования, подобного уже действующему в рыбопромысловой отрасли и в транспортной сфере. «Сейчас очень удобное время для реализации кооперации с дружественными странами по судовому комплектующему оборудованию с фокусом промышленной политики на локализацию производства в России. Всем таким проектам должен быть зеленый свет», – добавил он.

Заместитель руководителя Росрыболовства Дмитрий Суслов отметил, что сегодня стоит задача повышения эффективности рыбопромыслового флота в 3-4 раза, чтобы оставаться конкурентоспособными с флотами других рыболовных государств. Он пояснил, что более 150 судов строится в рамках программы «квоты под киль» на более 300 млрд рублей частных инвестиций. Стимулом для строителей является предоставление доли квот на водно-биологические ресурсы.

«Мы должны понимать, что суверенитет должен быть обеспечен не только в стройке судна, но в сервисном обслуживании и эксплуатации судна. Совместно с Минпромторгом обсуждается программа поддержки прибрежного малотоннажного флота через субсидируемую ставку лизинга», – сказал Дмитрий Суслов. Если говорить об океаническом флоте, на сегодняшний день полный технологический суверенитет недостижим: суда заходят в иностранные порты, чтобы бункероваться, обслуживаться и ремонтироваться.

Заместитель генерального директора – директор дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша назвал главной проблемой полное отсутствие морских предприятий. Также он отметил меру, которая позволила российской портовой индустрии в начале 2000-х годов двигаться вперед – введение дифференцированного подхода на ж/д тарифы, при котором тариф на сухопутные переходы превышал на 30-40 процентов тариф на подходы к портам, что привлекло необходимые инвестиции. Вячеслав Рукша остановился также на реализуемых двух больших проектах: вывозе СПГ компанией «Новатэк», в частности проекте «Ямал СПГ», и проекте компании «Роснефть» «Восток Ойл» по освоению Пайяхского месторождения.

Директор департамента развития рыбохозяйственного комплекса АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Дмитрий Клюнеев поделился успешным кейсом по разработке проекта транспортно– рефрижераторного флота с привлечением разных грузовладельцев, где учитывались бы их интересы, в том числе производство продукции с высокой добавленной стоимостью, и максимально унифицированного, подходящего широкому кругу эксплуатантов. Более простым решением, чем квотирование, стало бы привлечение государственных институтов лизинга под долгосрочную целевую программу.

Председатель совета директоров Zhoushan Huafeng Shipyard У Джисян поделился опытом успешной реализации проектов, в том числе по автоматизации и оснащению искусственным интеллектом. Компания является передовой в судостроении и имеет более 500 клиентов. Также налажено сотрудничество с российскими компаниями, в том числе в переоснащении.

Поделиться:
Пресс-центр
  • Новости
  • Новости регионов
  • Информационная лента
  • Выступления и интервью
  • Анонсы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Онлайн конференции
  • Спецпроекты
  • Отраслевые СМИ
  • Опросы и анкетирования
  • Контакты для СМИ
Новости
0.2653 сек.

Министерство

О Министерстве Цели и задачи Структура Подведомственные предприятия и учреждения Организации транспорта Планирование деятельности Госуслуги Результаты деятельности
Госконтракт Транспортное образование Координационные и совещательные органы Госслужба Форменная одежда Организации транспорта История Награды Министерства Контакты

Деятельность

Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Авиационный транспорт Железнодорожный транспорт Морской и речной транспорт Транспортная безопасность Международное сотрудничество Пункты пропуска через государственную границу РФ Научно-техническая деятельность Транспорт России Противодействие коррупции Открытое министерство Доступная среда для инвалидов Спорт в Минтрансе Транспортное обеспечение мероприятий

Пресс-центр

Новости Анонсы Выступления и интервью Фотогалерея Видеогалерея Онлайн конференции Обзоры СМИ Отраслевые СМИ Спецпроекты Опросы и анкетирование Контакты для СМИ

Документы

Законы, постановления Приказы, распоряжения Проекты нормативных правовых актов Уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов Экспертиза проектов нормативных правовых актов Формы и шаблоны
Информационные и Аналитические материалы Отчеты Рабочие материалы Повестки Протоколы Стенограммы

Обращения граждан и организаций

Подать электронное обращение физического лица Подать электронное обращение юридического лица Контактная информация Компетенция и нормативные правовые документы, определяющие порядок работы с обращениям граждан' Личный приём Информация о работе с обращениями граждан Часто задаваемые вопросы Опросы

О сайте

Условия использования Регламент публикации материалов
Министерство Деятельность Документы Пресс-служба Обращения граждан и организаций Контакты Открытое министерство Противодействие коррупции
О сайте Почта Минтранс Написать в редакцию web@mintrans.ru

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Официальный сайт Президента РФ

Официальный интернет-портал Правительства РФ

Госключ

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.