Опубликовано 4 Сентября 2025
На Восточном экономическом форуме обсудили реализацию транспортных проектов Дальнего Востока
Президент Российской Федерации Владимир Путин назвал опережающее развитие Дальневосточного региона абсолютным приоритетом России на весь XXI век. Обеспечение транспортной доступности ДФО является важным условием такого развития. На площадке ВЭФ-2025 состоялась организованная Минтрансом России сессия «Эффективно, быстро, для людей: реализация транспортных проектов на Дальнем Востоке».
Участие в дискуссии приняли заместитель Председателя Правительства Виталий Савельев, первый заместитель Министра транспорта Валентин Иванов, губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, генеральный директор ПАО «Аэрофлот» Сергей Александровский, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.
В своем выступлении заместитель Председателя Правительства Виталий Савельев подчеркнул, что важнейшим проектом развития связанности и освоения Дальнего Востока и Сибири является строительство Восточного полигона железных дорог. С 2013 по 2024 годы пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей выросла с 98 до 180 млн тонн. Сейчас ведется подготовка к реализации третьего этапа расширения Восточного полигона, в который входит строительство вторых Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей, моста через Амур в Комсомольске-на-Амуре.
Вице-премьер напомнил, что в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система» до 2030 года предусмотрена модернизация аэродромной инфраструктуры 29 аэропортов в ДФО. Для жителей Арктической зоны продлено действие 3-х программ субсидирования воздушных перевозок, в том числе поддержка единой дальневосточной авиакомпании. Продолжается программа «плоских» тарифов Аэрофлота. За 10 лет по таким тарифам перевезено более 11 млн пассажиров. В текущем году в программу добавлены такие города как Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Якутск, Благовещенск, Анадырь, Улан-Удэ.
Виталий Савельев также остановился на теме беспилотных авиационных систем. Недавно установлен новый класс воздушного пространства H для беспилотников, упрощающий полеты БВС на высоте до 150 метров и в рамках установленных маршрутов на высоте до 3050 метров. Минтрансом сформирована необходимая нормативно-правовая база для сокращения срока получения разрешения на полет с 3 суток до 24 часов.
Речь шла и о развитии портовой инфраструктуры. Отмечен рост перевалки грузов в морских портах ДФО за 1 полугодие 2025 года на 1,7 %. В 2026 году запланирован ввод в эксплуатацию морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае.
Пропуск транспортных средств через пункты пропуска на территории ДФО в первом полугодии вырос на 13 %. Модернизированы 5 приоритетных погранпереходов, к 2030 году будет завершена модернизация еще 26 пунктов. Эти работы позволят увеличить пропускную способность в 2 раза.
«Правительство Российской Федерации на постоянной основе дополняет обширную программу мер государственной поддержки, реализует сложные и капиталоемкие проекты повышая качество жизни граждан и рост деловой активности, – сказал Виталий Савельев. – Дальний Восток нашей страны – важнейший стратегический регион, для устойчивого развития которого необходимо опережающее развитие транспортной системы. Эта работа будет продолжена».
Первый заместитель Министра транспорта Валентин Иванов отметил, что любая транспортная система должна отвечать потребностям бизнеса и граждан. Для пассажира в приоритете транспортная доступность, комфорт, безопасность и ценовая доступность перевозок, качественный сервис. Бизнесу важна логистическая доступность производственных и коммерческих центров, полный спектр услуг для расширения экономических связей, оптимальное соотношение тарифов, объема и качества услуг, скорость и надежность доставки.
«Особое внимание следует уделить сбалансированному развитию всех видов транспорта и созданию единой транспортной сети, объединяющей важнейшие объекты инфраструктуры. Важно обеспечить не только внутреннюю связанность региона, но и интеграцию Дальнего Востока с транспортной сетью страны», – подчеркнул Валентин Иванов.
По территории Дальнего Востока проходит один из самых перспективных международных транспортных коридоров «Восточное направление», развитие которого направлено на увеличение к 2030 году объема перевозок по международным транспортным коридорам в 1,5 раза.
До 2030 года в ДФО предусмотрен капитальный ремонт 26 аэродромов за счет Фонда инфраструктуры воздушного транспорта. Готов к открытию новый международный терминал аэропорта Хабаровска, включая пункт пропуска через госграницу. Завершается модернизация аэровокзального комплекса в Благовещенске.
Воздушное сообщение с Дальним Востоком и внутри региона становится доступнее за счет программ субсидирования авиаперевозок. В первом полугодии 2025 году аэропорты ДФО обслужили почти на 7 % больше пассажиров, чем годом ранее. Перелеты внутри Дальневосточного региона выросли на 4,2 %.
За 7 месяцев 2025 года экспорт в направлении Восточного полигона железных дорог вырос более чем на 4%. Рост обеспечен за счет грузов в контейнерах, железной руды, удобрений, черных металлов, угля. Важна работа по развитию транспортно-логистических центров. Больше трети мощностей ТЛЦ расположены на Дальнем Востоке.
Развивается портовая инфраструктура ДФО. Это необходимо для повышения экспортного потенциала и роста перевалки контейнеров. Планируется модернизация 5 морских портов: Владивосток, Ванино, Восточный, Корсаков и Анадырь. Общая мощность всех портов Дальнего Востока на начало 2025 года составила почти 380 млн тонн. Планируется увеличить этот показатель к 2030 году почти на четверть – до 465,6 млн тонн.
В 12 функционирующих сухопутных пунктах пропуска через госграницу будут проведены мероприятия, направленные на выполнение поручения Президента России о снижении времени досмотра грузового автомобиля до 10 минут в 2030 году. В следующем году данный показатель будет достигнут в 5 пунктах пропуска.
К 2030 году будут построены автодорожные обходы Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского, а также населенных пунктов Кипарисово-2, Сиреневка, Мирный, Вольно-Надеждинское на автодороге А-370 «Уссури». Активно реализуется проект строительства мостового перехода и пункта пропуска между Россией и КНДР.
Минтранс работает над созданием Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Она необходима для сокращения количества бумажных документов и перехода на цифровой документооборот. Президент страны подписал закон об обязательном электронном документообороте в грузоперевозках с 1 сентября 2026 года. В настоящее время посредством ГИС ЭПД ежемесячно оформляется 1,5 млн документов.