Опубликовано 28 Июля 2025
До 70% решений в области современного транспорта России созданы трудами ученых
Минтранс представил в Правительство Концепцию научно-технологического развития транспортного комплекса на период до 2035 года.
Этот вопрос обсуждался на заседании комиссии по научно-технологическому развитию, которое провел заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко. Участники совещания рассмотрели распределение базовых и дополнительных средств на науку на 2026–2028 годы в рамках госпрограммы НТР.
«По поручению главы государства мы должны стремиться к тому, чтобы к 2030 году обеспечить рост расходов на науку до 2% ВВП. И наша задача – обеспечить максимальную эффективность вкладываемых средств и приоритизацию с учетом целей, обозначенных Президентом Владимиром Путиным. Ключевые инструменты для их достижения заложены в госпрограмме научно-технологического развития. Мы подробно обсуждали подходы к их применению на стратсессии Председателя Правительства», – подчеркнул Дмитрий Чернышенко.
Председатель Правительства Михаил Мишустин по итогам стратегической сессии об опережающем развитии транспортной инфраструктуры поставил задачу представить в Правительство концепцию научно-технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации до 2035 года. Концепция, разработанная Минтрансом России, была одобрена комиссией по НТР. Она предполагает формирование эффективной системы управления научными исследованиями и разработками транспортного комплекса. Это первый документ, комплексно определяющий направления научно-технологического развития транспортной отрасли страны.
Заместитель Министра транспорта Константин Пашков подчеркнул, что транспортная отрасль остается одной из самых наукоемких в нашей стране. «Для прогрессивного развития России нужен высокоэффективный транспорт, а без науки этого достичь невозможно», – заявил он. Минтранс России проанализировал мировые тренды развития техники, технологий и транспортных систем, провел оценку отечественных научных ресурсов. За основу были взяты задачи, поставленные Президентом и Правительством страны.
Константин Пашков рассказал об основных принципах, заложенных в Концепции. Он напомнил, что сегодня в стране разработаны и реализуются 20 национальных проектов, 4 из которых непосредственно связаны с транспортом. В связи с этим разработанный Минтрансом документ решает ряд ключевых задач, а именно: формирует долгосрочное отраслевое видение научно-технологического развития, определяет ключевые направления НТР, вводит целеполагание транспортной науки как таковой, задает вектор для приоритизации ресурсов и создания институтов управления НТР.
«Результатом этой работы должны стать решения технологических вызовов и задач в целях создания самой эффективной транспортной системы, повышение конкурентоспособности экономики и качества жизни в нашей стране», – сказал замминистра транспорта.
На сегодняшний день вклад отечественной науки в транспортные проекты составляет до 70%. Наиболее яркими из них являются 5 типов новых отечественных локомотивов, практически полное импортозамещение в дорожно-строительной технике – здесь создано 14 типов техники. «Мы имеем полный модельный ряд городского пассажирского транспорта – это почти 60 марок автобусов, трамваев и метровагонов. МЦК и МЦД, задуманные еще академиком Образцовым, воплощены в жизнь. «С нуля» построено 3 крупных аэропорта, 80 – получили новые терминалы и прошли полную реконструкцию. Наши мосты стали визитной карточкой России – их за последние 20 лет построено 65», – напомнил Константин Пашков.
Более 200 отраслевых, государственных и частных научно-образовательных учреждений ведут разработки в сфере транспорта. В стране сохранены отраслевые исследовательские институты в сферах железнодорожного и воздушного транспорта, дорожного хозяйства. Все институты сотрудничают с крупнейшими научными центрами нашей страны. В системе транспортного образования работают 28 вузов. В подведомственных Минтрансу 19 учебных заведениях преподают свыше 30 академиков, более 5 тыс. докторов и кандидатов наук. «Такой ландшафт транспортной науки формировался не одно десятилетие, и пришло время дать ему новое содержание, вектор и импульс развития. В первую очередь с помощью Концепции научно-технологического развития транспортного комплекса», – подчеркнул замглавы Минтранса.
В рамках концепции планируется разработка новых видов транспортной техники и технологий беспилотных и автономных транспортных средств. Развитие получат технологии, инфраструктура и подвижной состав для обеспечения высокоскоростных перевозок. Предусмотрено использование новых источников энергии для транспорта, создание новых материалов для транспортного строительства, совершенствование мер обеспечения комплексной безопасности.
Важнейшим шагом к реализации концепции является создание 9 межведомственных научных центров на базе научных организаций нашей страны. Задачи этих центров и сети лабораторий полностью отвечают как глобальным, так и национальным научно-технологическим трендам. Например, для научного сопровождения проекта строительства первой в стране высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург созданы 2 передовые инженерные школы.
«Рассмотрение Концепции научно-технологического развития транспортной отрасли проходит в период, объявленный Президентом Десятилетием науки и технологий. Минтранс России принимает в этом самое активное участие. Уверены, утверждение Концепции позволит закрепить место отраслевой науки в национальном научно-технологическом развитии», – заявил Константин Пашков.