
Опубликовано 24 Июня 2025
Развитие транспортного образования и науки обсудили в Государственной Думе
В Государственной Думе состоялось расширенное заседание Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры по вопросу развития транспортного образования и науки.
Открывая заседание Председатель Комитета Евгений Москвичев подчеркнул, что транспортный комплекс сегодня является важнейшим фундаментом, обеспечивающим жизнедеятельность нашей страны во всех направлениях. Одним из приоритетов является подготовка специалистов, которые будут работать в отрасли. «Студенты технических вузов должны получать именно те знания и квалификации, которые востребованы в транспортном комплексе. Наша цель – направлять молодых специалистов на предприятия транспорта с обязательством работать там от 3 до 5 лет», – сказал он.
Заместитель Министра транспорта Константин Пашков отметил, что профессии транспортного комплекса достаточно разнообразны и распределены по ключевым направлениям. В целом отраслевая система кадрового обеспечения удовлетворяет потребности рынка, отмечается лишь около 10 % небольшого дисбаланса.
«Наша главная задача – создание единой системы подготовки кадров для транспортной отрасли. Мы гордимся, что у нас есть утвержденная Правительством Концепция транспортного образования – документ, который задает план действий и подходы для всей системы подготовки кадров.
В России 28 вузов официально считаются эксплуатационными: 19 из них подведомственны Минтрансу, 4 – Минобрнауки, а 5 – Минсельхозу», – рассказал он.
Замминистра проинформировал, что в этом году планируется утвердить Концепцию развития образования в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта до 2035 года. Этот документ определит стратегию дальнейшей работы, согласованную со всеми отраслями. Методические рекомендации, касающиеся оснащения учебно-производственных аудиторий и лабораторий для подготовки специалистов, уже утверждены Минтрансом. В будущем они будут корректироваться с учетом новых технологий и изменений, которые влияют на транспортный сектор.
По словам Константина Пашкова, одним из ключевых вопросов является специфика подготовки специалистов гражданской авиации и морского флота, где обязательна значительная практическая подготовка – порой это целый год пребывания в море для получения необходимых отраслевых документов и допусков к профессии. «Здесь перед нами стоят две важные задачи, требующие поддержки депутатов Государственной Думы. Первая – законодательное закрепление медицинского освидетельствования абитуриентов еще до поступления в вуз, а также обязательное медицинское сопровождение на протяжении всего обучения. К сожалению, коллеги из медицинского блока пока не поддерживают эту инициативу, считая, что диплом – главное, однако мы убеждены, что без соответствующего медицинского состояния специалист не сможет эффективно работать – особенно в сферах, связанных с повышенной опасностью, таких как морской, речной и железнодорожный транспорт, – сказал он. – Вторая важная инициатива – законодательное закрепление казарменного положения для обучающихся, которое сейчас фактически существует у моряков и авиаторов. Студенты с первого курса проживают в общежитиях, проходят строевую подготовку и привыкают к дисциплине – а транспортная отрасль традиционно связана с уважением к единоначалию и живым традициям. Однако пока это не оформлено законодательно, и мы рассчитываем на вашу поддержку в реализации таких инициатив».
Шла речь и о включении отраслевых вузов в международные рейтинги. Например, Российский университет транспорта вошел сразу в три международных рейтинга, что подтверждает высокий уровень подготовки и научного потенциала. Это серьезное достижение, учитывая специфические требования и критерии оценки для транспортных вузов.
Заместитель Министра транспорта поблагодарил ОАО «РЖД», Совкомфлот и Атомфлот за оказанную поддержку по оснащению транспортных вузов тренажерами, учебными классами и организацию переподготовки кадров.
Важным направлением в работе Министерства является формирование духовных ценностей и исторического просвещения. Минтранс ведет активную работу в этом направлении. Создано Российское общество историков транспорта, в прошлом году выпущен учебник по истории России для транспортных вузов. Флагманским проектом стал Центр транспортного просвещения – уникальный музейный комплекс, где будет сосредоточено все, что создано в отрасли за последние 20 лет: макеты, полезные модели, приборы и наработки. Этот центр позволит гражданам России познакомиться с историей и технологическим развитием транспорта. Он будет построен на территории Российского университета транспорта, сейчас ведется проектирование.
Руководитель Росавтодора Роман Новиков рассказал, что в настоящее время профессия «дорожник» не выделяется отдельно, и около 80 % вопросов, с которыми сталкиваются специалисты, относятся к общестроительным темам, а не непосредственно к дорожной деятельности.
Он заявил, что необходимость возрождения дорожной специальности требует разработки новых стандартов и учебных материалов. «В 2022 году была создана Академия дорожного хозяйства для подготовки специалистов. Мы уже набрали 89 студентов в первый год и 119 студентов – во второй, с конкурсом 12 человек на место. Мы начали работать над Концепцией дорожного образования, учитывая утвержденную Концепцию транспортного образования, с участием всего отраслевого сообщества», – сообщил глава Росавтодора.
Также был разработана система кураторства, помогающая студентам определиться с будущей профессией. В отрасли создаются рабочие места для практики – около 600 мест приходится на стройотряды и 4800 мест – на федеральные казенные учреждения и подрядные организации.