Опубликовано 10 Декабря 2024
Моряки уверены в востребованности своей профессии в будущем – исследование Минтранса России
Действующие моряки и курсанты поддерживают внедрение автономного судоходства и не боятся такой конкуренции. Об этом говорят результаты исследования, проведенного под руководством и координацией Минтранса России Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) совместно с Российским университетом транспорта (РУТ). Исследование проводилось при обучении на тренажёрах по автономному судоходству, разработанных в рамках одноименного Федерального проекта, администратором которого является Минтранс России. В анкетировании среди слушателей, прошедших на тренажерах ознакомление с современными технологиями автономного судоходства, приняли участие более 500 действующих моряков и курсантов старших курсов РУТ и ГУМРФ.
Итоги опроса показали, что 61% моряков и 76% курсантов поддерживают внедрение автономного судоходства. Основной причиной они указали неотвратимость развития технологий (67% среди моряков и 43% у курсантов). Повышение безопасности мореплавания при внедрении автономных технологий указали 25% моряков и 38% курсантов, снижение расходов на эксплуатацию судна – 8% моряков и 19% курсантов.
Большинство из тех, кто не поддерживает внедрение автономных технологий, основной причиной указали снижение безопасности из-за возможных кибератак (37% моряков и 57% курсантов). Еще около трети указали на нерациональное расходование денег на эти технологии (29% моряков и 33% курсантов). Опасения потерять работу из-за внедрения технологий автономного судоходства выразили около 10% моряков и 5% курсантов.
При оценке риска для своей профессиональной карьеры при внедрении технологий автономного судоходства респонденты из обеих групп ответили почти одинаково: примерно 89% моряков и 87% курсантов считают, что морские профессии останутся востребованными в будущем. При этом 62% моряков и 53% курсантов уверены, что функции моряков будут существенно трансформированы. Всего около 9% моряков и 5% курсантов думают, что морские профессии станут не востребованы в будущем.
Новые технологии дистанционного управления судами развиваются в рамках федерального проекта «Автономное судовождение», реализуемого Минтрансом России совместно Минпромторгом России. Для обучения этим технологиям в двух транспортных вузах страны – Российском университете транспорта и Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова по заказу Минтранса России введены в эксплуатацию специализированные тренажеры. Оба вуза первыми в России получили право на подготовку специалистов по эксплуатации автономных судов от Росморречфлота.
Начата подготовка членов экипажей морских автономных надводных судов и членов внешних экипажей центров дистанционного управления. Для этого разработаны и утверждены учебные программы повышения квалификации моряков и специализированной тренажерной подготовки по компетенция
В следующем году в России начнутся работы в рамках нового национального проекта «Эффективная транспортная система», который включает в себя 9 федеральных проектов. Нацпроект предусматривает и улучшение транспортного образования, оно выделено в отдельный федеральный проект «Развитие транспортного потенциала кадровой отрасли». Студенты и курсанты высших учебных заведений получат опыт управления судами, включая беспилотные комплексы, на базе вузов будут созданы новые отраслевые научно-исследовательские лаборатории.