Опубликовано 3 Декабря 2024
Концепция научно-технологического развития транспортной отрасли будет разработана в 2025 году
В Минтрансе России под председательством Министра транспорта Романа Старовойта состоялось заседание Научно-технического совета по научно-технологическому развитию транспортной отрасли. Представители Минтранса, Минобрнауки и Российской академии наук обсудили проблемы и приоритеты развития транспортной науки на период 2025-2030 гг.
Основной задачей транспортной науки определены обеспечение технологического суверенитета и научно-технологического развития транспортного комплекса, повышение эффективности реализации национальных проектов.
Принято решение разработать в 2025 году проект Концепции научно-технологического развития транспортной отрасли. Определены основные подходы к развитию транспортной науки на ближайшие 6 лет.
В феврале текущего года Президент России Владимир Путин утвердил Стратегию научно-технологического развития страны.
Открывая заседание Роман Старовойт отметил, что те задачи, которые сейчас выполняет Минтранс России по поручению Президента и Правительства РФ, должны иметь твердую научную основу. «Учитывая то, что транспорт всегда был в авангарде, мы охотно используем передовые технологические решения и наработки в качестве пилотных проектов, – заявил он. – Убежден, что деятельность Научно-технического совета должна быть активизирована. И перед принятием определенных технологических решений нам необходимо заручиться мнением экспертов, видных деятелей науки в области транспорта».
Заместитель Министра транспорта Константин Пашков выступил с докладом, в котором подробно рассказал о состоянии научно-технологического развития в транспортной отрасли. Он подчеркнул, что при разработке концепции необходимо определить ключевые направления развития фундаментальных, приоритетных и перспективных исследований, провести анализ деятельности научных школ, транспортных научных и образовательных организаций. На основе этого предстоит сформировать центры научных компетенций.
«Исходный пункт, своего рода сверхзадача - это обеспечить развитие транспортного комплекса с технической точки зрения, обеспечить технологический суверенитет, повысив эффективность решений. В этой связи важно добиться четкого целеполагания, высокой координации усилий всех вовлеченных организаций, синергии фундаментальных и прикладных исследований. Мы должны разработать концепцию развития транспортной науки, которая, в том числе, станет неотъемлемой частью обновленной Транспортной стратегии», – рассказал замминистра.
Кроме того, Константин Пашков отметил весомый вклад фундаментальной науки в развитие отечественного транспорта, растущую актуальность сопряжения фундаментальной науки и транспортных задач.
Заместитель Министра также выступил за поддержку крупнейших научных форумов – Форума транспортной науки имени академика В.Н. Образцова и Бетанкуровского международного инженерного форума. «Необходимо сформировать программу (календарь) проведения в 2025 году наиболее важных научных мероприятий с тем, чтобы они стали действительно востребованной платформой для обсуждения стратегических, основополагающих вопросов, форсайта развития», – добавил он.
С докладом «Транспорт и окружающая среда: методология исследований, мониторинг и прогноз» выступил академик РАН Николай Касимов. Глава Минтранса Роман Старовойт подчеркнул важность дальнейшего изучения влияния транспорта на экологию.
Директор Департамента государственной политики в сфере научно-технологического развития Минобрнауки Антон Шашкин в своем выступлении сообщил о ключевых научных исследованиях в интересах транспортной отрасли. Он поддержал идеи по развитию вузовской науки и рассказал о механизмах вовлечения отраслевых коммерческих организаций в исследовательские проекты.
В свою очередь, ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов рассказал об основных направлениях развития науки в высших учебных заведениях транспортного комплекса, потенциале транспортной науки для достижения национальных целей развития. Он отметил возможности, которые в ближайшее время откроет для отрасли создаваемый многофункциональный технологический кластер «Образцово».
По итогам заседания принято решение инициировать вхождение представителей Минтранса России в координационные и совещательные органы в области научно-технологического развития, формируемые при Президенте и Правительстве Российской Федерации.
Прорабатывается вопрос об участии Минтранса России в реализации мероприятий Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период.
В качестве приоритета определено расширение взаимодействия Минтранса и РАН при формировании и осуществлении государственной научно-технологической политики в транспортной отрасли на постоянной основе.