Опубликовано 21 Ноября 2024
Росморречфлот представил новые проекты развития внутренних водных путей
Отраслевая конференция «Из реки в море», организованная Росморречфлотом, прошла в рамках «Транспортной недели». Представители федеральных и региональных органов власти, судоходного сообщества, эксперты обсудили реализацию проектов, направленных на модернизацию внутренних водных путей.
Наряду с другими видами транспорта, внутренний водный транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности. А в регионах Крайнего Севера, где отсутствует железнодорожное и автомобильное сообщение, этот вид транспорта является безальтернативным и обеспечивает основные объёмы перевозок грузов и пассажиров.
Заместитель Министра транспорта Александр Пошивай отметил, что судо- и грузовладельцы, владельцы терминалов сейчас получили новые возможности для развития «В ноябре 2023 года принят и вступил в силу Федеральный закон, который позволяет повысить эффективность использования невостребованных и находящихся в неудовлетворительном состоянии объектов речных портов путем вовлечения их в хозяйственный оборот бизнеса», – рассказал он.
Для снятия инфраструктурных ограничений на внутренних водных путях Минтранс России реализует крупные государственные проекты по строительству и реконструкции судоходных гидротехнических сооружений, в том числе Багаевского и Городецкого гидроузлов. Для создания современных перегрузочных «хабов» на внутренних водных путях Росморречфлот совместно с заинтересованными субъектами создал рабочие группы.
Развитию внутреннего водного транспорта сегодня уделяется большое внимание со стороны руководства страны, реализуются меры господдержки, в том числе установлена «нулевая» ставка НДС при реализации услуг по пассажирским перевозкам, упрощена государственная регистрация речных судов. Развитию опорной сети внутренних водных путей посвящен отдельный федеральный проект в рамках нового нацпроекта «Эффективная транспортная система».
Для развития скоростных межрегиональных пассажирских перевозок по внутренним водным путям в октябре 2023 года началась реализация проекта «Речные магистрали», который направлен на возрождение скоростных перевозок по реке Волге. Реализация проекта будет осуществляться в пять этапов.
На первом этапе определено 12 субсидируемых маршрутов в трех субъектах: Нижегородская область, Республика Татарстан и Чувашская Республика.
В условиях меняющейся логистики особенно остро стоит вопрос оптимизации грузопотоков. Руководитель Росморречфлота Андрей Тарасенко подчеркнул, что для решения этой задачи необходимо опираться на речные порты, создание перегрузочных комплексов на их базе для интеграции водного и наземного видов транспорта.
Строительство новых и модернизация существующих перегрузочных комплексов позволит снизить нагрузку на автомобильные и железнодорожные магистрали, обеспечит более эффективное перемещение грузов.
«Вместе с регионами, речные порты которых имеют выходы к железнодорожным и автомобильным путям, проводим анализ существующей инфраструктуры и расчёт грузовой базы. Предстоит определить номенклатуру грузов, направления логистических потоков, а также потребности в дополнительной инфраструктуре, в том числе подъездных путях и дорогах. В таких речных хабах будет формироваться грузовая база, концентрироваться продукция, которую производят в регионах, далее – отправка грузов по стране, будь то зерно, сухие грузы или контейнеры», – рассказал он.
Первым успешным проектом по созданию логистического центра на реке стал Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр. Он начал работу в августе 2024 года. Опыт Татарстана будет использован при формировании дорожных карт развития перегрузочных комплексов в других регионах. Как сообщил замминистра транспорта Республики Татарстан Айрат Садыков, в перспективе логистический центр станет крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов для всего Поволжья и узловым речным портом для перевозки грузов по международным транспортным коридорам. Объем тестовой перевалки грузов с использованием водного и железнодорожного транспорта в Свияжске включает зерно, строительные материалы, инертные материалы. Основные направления отгрузок – в Санкт-Петербург, порт Высоцк, порт Кавказ с дальнейшей отправкой грузов на экспорт.
Генеральный директор Волжского пароходства Павел Виноградов рассказал о перспективах развития перевозок по Единой глубоководной системе внутренних водных путей России. Она объединяет Каспийское, Балтийское моря и Азово-Черноморский бассейн. Генеральный директор ООО «ВодоходЪ» Ришат Багаутдинов отметил новые маршруты пассажирских перевозок «река-море» и инновации отечественного пассажирского флота.
Генеральный директор ФАУ «Российское классификационное общество» Евгений Трунин сообщил, что флот внутренних водных путей страны составляет сегодня 22 тыс. единиц. Абсолютно все суда соответствуют нормам безопасности. Также проводится большая работа по облегчению содержания флота для судовладельцев.
Участники конференции отметили, что для дальнейшего развития перегрузочных комплексов в речных портах необходимы как меры господдержки, так и привлечение крупных инвесторов.