Опубликовано 6 Ноября 2024
Межотраслевое взаимодействие в рамках ИЦК займет ключевую роль в технологических проектах транспортных компаний
Заместитель Министра транспорта Дмитрий Баканов принял участие в сессии «Новые стратегии ИТ: индустрия 5.0 уже близко», прошедшей в рамках конференции IVA Day. Он рассказал об успешных проектах в области импортозамещения на транспорте, а также ближайших планах по цифровизации грузовой и пассажирской логистики.
Замминистра транспорта напомнил, что два года назад западные вендоры ушли с рынка, оставив без поддержки свои продукты. Найти необходимые альтернативные решения российскому рынку помог механизм ИЦК (Индустриальных Центров Компетенций), созданный по поручению Председателя Правительства Михаила Мишустина.
Всего в транспортной отрасли сформировано четыре ИЦК: железнодорожный транспорт и логистика, авиационный транспорт, аэропорты и морской и речной транспорт. В рамках этих ИЦК реализуется 18 проектов на общую сумму порядка 19 миллиардов рублей.
В качестве примера успешно реализованных проектов Дмитрий Баканов назвал отечественные системы бронирования билетов «Леонардо» от компании «Сирена-Трэвел» и ТАИС от компании ORS. «В авиаотрасли в 2022 году иностранные системы бронирования в одностороннем порядке стали отключать авиакомпании, благо с Минцифры и ФСБ был подготовлен план «Б», и с ноября 2022 года все отечественные авиакомпании перешли на отечественные системы бронирования», – отметил он. Кроме того, разработана авиационная сервисная платформа – авиационный аналог SWIFT. К ней подключены 58 аэропортов России, 5 аэропортов за рубежом, 18 российских и 21 иностранная авиакомпания.
Механизм ИЦК показал свою эффективность и востребованность, и уже активно ведется формирование второй волны проектов, которые должны пройти одобрение в профильных государственных органах. Кросс-отраслевое взаимодействие компаний и ведомств как друг с другом, так и между собой, будет ключевым для проектов, которые разрабатываются в ИЦК в рамках второй волны.
«В рамках ИЦК это кросс-отраслевое взаимодействие выйдет на первую роль. Например, определенное IT-решение РЖД внедрили первыми, потом уже другие компании, например, авиационная отрасль или Росгранстрой, внедрит у себя уже более спокойно», – отметил заместитель Министра.
В качестве примера для будущего взаимодействия в рамках ИЦК он привел систему прогнозирования пассажиропотоков, которую сделали РЖД, и которую Минтранс планирует рассмотреть для использования в разработке транспортно-экономического баланса (ТЭБ), так как пассажирские потоки в рамках этой системы уже отражены, а железнодорожная составляющая в перевозках пассажиров в дальнем следовании – одна из основных для ТЭБ. «Любой проект в масштабах РЖД рассчитан на несколько лет. Поэтому наша главная задача при создании проектных инициатив – видеть на пять-семь лет вперед. Важно заранее заложить видение будущего, поскольку именно это приводит нас к лидерству», – отметил заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин.
Дмитрий Баканов также отметил успехи в области освоения беспилотных технологий в России, которые реализуются в рамках экспериментальных правовых режимов (ЭПР). Он напомнил и об IT-решениях, которые применяются в логистической отрасли. «Минтранс создает Национальную цифровую транспортно-логистическую платформу. Первое решение, которое мы представим рынку – «единое окно» взаимодействия государства и бизнеса. На импорт и экспорт совокупно требуется оформить и предоставить свыше 300 документов, и зачастую госорганы требуют один и тот же набор данных, но в разных форматах. Единое окно позволит принимать у предпринимателей все данные – и потом тиражировать их в разные ведомства».
Активно идет цифровизация пассажирского направления. Основной драйвер – льготы для граждан. Начали перевод льгот в цифровой вид с авиационной отрасли, сейчас ведется работа по запуску онлайн покупки льготных билетов на железнодорожном транспорте. В перспективе такое решение планируется распространить и на общественный транспорт.