Опубликовано 5 Сентября 2024
На полях ВЭФ состоялась сессия «Авиация Дальнего Востока: доступность для людей»
В мероприятии приняли участие заместитель Министра транспорта Владимир Потешкин, губернатор Чукотского автономного округа Владислав Гариев, заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров, заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков, руководитель Росавиации Дмитрий Ядров, первый заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот» Андрей Чиханчин, генеральный директор АО «Авиакомпания «Аврора» Константин Сухоребрик, представители бизнеса.
Владимир Потешкин рассказал, что в 2023 году выполнены все поставленные Президентом и Правительством задачи по обеспечению транспортной доступности территорий России, сохранению и реализации всех взятых на себя обязательств по развитию инфраструктуры, созданию комфортных и доступных условий перевозок пассажиров. «Напомню, что в 2023 году перевезено 105,4 млн пассажиров, в том числе по внутренним воздушным линиям эта цифра составила 83 млн пассажиров. За 7 месяцев текущего года мы перевезли по внутренним линиям 63 млн пассажиров – рост показал 7 %», – привел статистику замминистра транспорта.
Транспортная связанность населенных пунктов и территорий ДФО является для Минтранса одним из приоритетных направлений деятельности, подчеркнул Владимир Потешкин. В 2023 году объем воздушных перевозок, пункт отправления или назначения которых находился в ДФО, составил рекордные 10,5 млн человек, что на 12 % выше 2022 года. «В текущем году за 7 месяцев рост также наблюдается – 7 %, мы уже перевезли более 6 млн пассажиров. При сохранении текущей динамики мы рассчитываем по итогам года достичь показателя 11,2 млн пассажиров», – пояснил замглавы Минтранса.
Для достижения поставленной Президентом цели по доведению объема перевозок внутри ДФО к 2030 году до 4 млн пассажиров разработан проект комплексного плана. Он составлен с учетом предложений субъектов ДФО, а также заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, и содержит следующие направления: обновление флота, субсидирование рейсов, развитие инфраструктуры, работа с местными перевозками. В частности, на реализацию программ субсидирования из федерального бюджета в 2024 году выделено 25 млрд рублей, из них 16 млрд рублей идет на 134 дальневосточных маршрута – по итогам года ожидается перевозка не менее 1,5 млн пассажиров.
«Минтрансом разработан проект постановления о софинансировании из федерального бюджета поддержки местных воздушных перевозок, который направлен на расширение сети перевозок и создание условий для ценовой доступности перевозок по воздушным линиям, перевозки по которым осуществляются только по безальтернативным маршрутам», – добавил Владимир Потешкин. В текущем году заместителем Председателя Правительства Виталием Савельевым поддержано выделение дополнительного финансирования местных перевозок в рамках бюджетного процесса на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Важным пунктом комплексного плана является поставка воздушных судов по программе развития авиатранспортной отрасли. Парк самолетов авиакомпаний, выполняющих перевозки внутри ДФО, к 2030 году должен составить не менее 223 самолетов, из которых самолеты местных воздушных линий – не менее 134, региональные – не менее 52, средне- и ближнемагистральные – не менее 37.
До 2030 года в рамках нового федерального проекта «Развитие опорной сети аэродромов» предусмотрена реконструкция 29 аэродромов, а также капитальный ремонт 26 аэродромов в рамках фонда капитального ремонта аэродромов. Кроме того, за счет средств фонда будут обновлены аэровокзалы в аэропортах федеральных казенных предприятий на Камчатке, Чукотке, в Якутии, Хабаровском крае, Магаданской и Амурской областях.
Дмитрий Ядров в своем выступлении коснулся проводимой совместно с Минтрансом работы по упрощению требований к строительству аэродромной инфраструктуры и посадочных площадок до 1,5 тыс. метров. «Что касается вопросов стандартизации и изменения нормативно правовой базы, локальных и рекомендательных актов, СНИПов, ФАП и сводов правил – эта работа уже ведется. Под руководством заместителя Председателя Правительства Дмитрия Юрьевича Григоренко создана рабочая группа по реализации жизненных ситуаций, которая должна привести в нормальное состояние нормативные акты», – подчеркнул руководитель Росавиации.
Глава Росавиации отметил большую зарегулированность этой сферы, особенно в отношении создания очистных сооружений, организации патрульных дорог, АСС, транспортной безопасности. Имеет место недофинансирование федеральных казенных учреждений, в структуре которых находится 72 аэродрома. Вследствие этого имеет место перевод аэродромов в категорию посадочных площадок.
Совместно с Министерством транспорта предложено совместить должности, связанные с регистрацией, транспортно-досмотровыми, аварийно-спасательными мероприятиями, в целях оптимизации штатной численности. «Это даст возможность более гибко подходить к круглосуточной работе аэродромов, предоставлять запасные аэродромы на маршрутах следования. Эту работу, я думаю, до середины следующего года завершим, как и работу по изменению нормативно правовых актов. У нас большие шансы в рамках этой жизненной ситуации в корне изменить строительство небольших аэродромов класса «Г» и даже возможно класса «Б», – резюмировал руководитель федерального агентства.
Перед Росавиацией стоит большая задача – к 2030 году необходимо произвести модернизацию 55 аэродромов, а это порядка 70 % от всего количества аэродромов Дальнего Востока, добавил Дмитрий Ядров. В настоящее время сформирован перечень в части реконструкции и ГЧП, для аэродромов с низкой интенсивностью предусмотрено прямое финансирование из федерального бюджета. На этапе формирования проекта постановления и внесения федерального закона акцент был сделан не только на капитальном ремонте ВПП, перронов, рулежных дорожек. Также предложено в рамках фонда капитального ремонта строительство легко возводимых модульных сооружений.
Кроме того, Госкорпорация по ОРВД приняла решение, которое было поддержано агентством, установить светосигнальное оборудование в 22 аэропортах Дальнего Востока. Сейчас эти мероприятия уже реализуются, часть из них в стадии завершения, завершить все мероприятия планируется к концу 2025 года. Установка светосигнального оборудования для местностей со сложными метеоусловиями является приоритетом наряду с точечными системами захода на посадку.
Андрей Чиханчин сообщил, что ПАО «Аэрофлот» вместе с коллегами из МАИ и Владивостокского государственного университета в текущем году организовало сетевую образовательную программу, в рамках которой уже набран первый курс из 76 студентов. Предусмотрено две специализации, которые позволят в дальнейшем предоставить рабочие места на Дальнем Востоке, – техническая эксплуатация летных аппаратов и двигателей, а также техническая эксплуатация электрофицированных и полнонавигационных комплексов. Выпускники программы закроют потребность в специалистах по поддержанию летной годности. Дочернее общество компании «Аэрофлот Техникс» на территории ДФО имеет уже 4 линейных станции.
Константин Сухоребрик напомнил, что ежегодный прирост на магистральных перевозках Дальневосточной авиакомпании составляет 15 %, при этом местные перевозки стагнируют. Приморский край за последние два года снизил перевозки в местном сообщении в 3 раза. Таких населенных пунктов, нуждающихся в регулярном сообщении на Дальнем Востоке, по оценкам авиакомпании, 386, их соединяет почти 550 маршрутов. Социальные перевозки также важны для общества как здравоохранение и образование, резюмировал он.
Фёдор Борисов, руководитель аналитического центра ГосНИИ ГА, призвал формировать новое понимание местных авиалиний – как общественного транспорта. «У нас не может быть регионов и мест на территории страны, которые лишены общественного транспорта, поэтому эта связка – софинансирование местных воздушных линий из федерального бюджета и поддержание и реконструкция аэропортов – являются двумя ключевыми составляющими успеха в достижении целей по развитию авиасообщения на Дальнем Востоке» – подытожил он.