Опубликовано 1 Августа 2024
1 августа стартует эксперимент по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП)
Эксперимент продлится с 1 августа 2024 года по 1 июня 2025 года на добровольной основе.
В ходе эксперимента планируется апробировать технологии, связанные с предоставлением данных для ведомств от бизнеса в целях упрощения перевозок и полного отказа от бумажных документов. Будут определены различия в информационных системах ФОИВ, с которыми работают участники отрасли, и зафиксирован перечень сведений о грузоперевозках, содержащихся в различных документах. Кроме того, будут разработаны рекомендации по улучшению нормативного регулирования для перехода на электронный документооборот при осуществлении грузовых перевозок.
Постановление о проведении эксперимента по созданию, апробации и внедрению НЦТЛП подписано Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным 3 июля 2024 года. Оператором цифровой платформы определен Минтранс России, а разработку системы осуществляет ФГБУ «СИЦ Минтранса России». Составлены методические рекомендации и график эксперимента.
До 15 июля 2025 года Минтрансом совместно с уполномоченными органами будет проведена оценка результатов и представлен доклад в Правительство Российской Федерации.
Платформа создается для улучшения работы отечественного бизнеса в области грузоперевозок посредством цифровых решений и сервисов, которые интегрируют государственные и корпоративные системы. Одна из целей – внедрение электронного документооборота на всех этапах грузоперевозок автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным транспортом. В ходе эксперимента будет также апробирована технология предоставления разрешительных и товаросопроводительных документов через механизм «единого окна».
«В рамках выполнения майского указа Президента о национальных целях развития до 2030 года Минтранс готовится к реализации национального проекта «Транспорт», включающего в себя федеральный проект «Цифровая трансформация транспортной отрасли». Одним из главных мероприятий является создание Национальной цифровой транспортно-логистической платформы, которая будет способствовать интеграции России в международную торговлю. НЦТЛП призвана стать эффективным инструментом для бизнеса и государства, позволяя оценивать и моделировать транспортные потоки, снижать затраты и устанавливать единые стандарты цифрового взаимодействия для всех компаний отрасли и государственных органов», – подчеркнул заместитель Министра транспорта РФ Дмитрий Баканов.
Участниками эксперимента станут также органы исполнительной власти, грузоотправители, экспедиторы, перевозчики, грузополучатели, операторы железнодорожного подвижного состава и владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта, операторы информационных систем электронных перевозочных документов. В их числе УК «Дело», «Евросиб-СПб транспортные системы», «ПАО «ВМТП» (FESCO), «Рустранс-Спедишн» (ГК «Дженти»), «Калуга Астрал», «РЖД», S7 Cargo.
«Инициатива по созданию платформы исходит от игроков логистического рынка. Это задача, которую необходимо решать совместно в интересах как бизнеса, так и государства. В настоящее время одной из основных проблем является отсутствие единого механизма для обмена перевозочными, разрешительными и товаросопроводительными документами. Очевидно, что на некоторых маршрутах в рамках эксперимента взаимодействие не всегда осуществляется в электронном формате. В некоторых случаях используются бумажные документы, в других – стороны апеллируют к различным стандартам. Подобные несоответствия будут фиксироваться и устранятся. По итогам годового тестирования подготовят рекомендации для изменения нормативной базы и разработают единые правила для обмена данными между участниками перевозки», – отметила директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.
Помимо этого, в ходе испытаний предполагается отработать взаимодействие новой цифровой платформы с действующими информационными системами крупных перевозчиков. На первом этапе в экспериментальном режиме будут внедряться следующие сервисы: «Единое окно», «Цифровой профиль участника платформы» и «Предоставление информации о движении грузов (прослеживаемость)».
«Ключевым является создание единой модели обмена данными между всеми участниками перевозок и государством, формирование доверенной среды для их взаимодействия с применением современных технологий, обеспечивающих национальный технологический суверенитет», – отмечает Дмитрий Горшков, директор ФГБУ «СИЦ Минтранса России».
Для отработки маршрутов и информационного взаимодействия между участниками рынка, включая представителей крупного транспортно-логистического бизнеса, по поручению Минтранса России при Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» была сформирована специальная рабочая группа по созданию платформы.