Опубликовано 22 Мая 2024
На конференции ЦИПР обсудили цифровые сервисы для пассажиров
Сегодня в Нижнем Новгороде в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» обсуждались вопросы развития цифровых сервисов для пассажиров и новых способов оплаты проезда в общественном транспорте в преддверии нового туристического сезона. Дискуссия состоялась в рамках панельной сессии Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» и Минтранса России.
В своем выступлении заместитель Министра транспорта Дмитрий Баканов обратил особое внимание на безопасность пассажирских перевозок, удобство и удовлетворенность граждан качеством транспортного обслуживания. «Развивая направление субсидированных перевозок, основная наша задача – и вы слышали, Президент поставил эту задачу, – обеспечить бесшовную продажу билетов с учетом всех льгот и субсидий для участников Специальной военной операции и их родственников. Мы начали с Портала субсидированных перевозок для авиации. Далее мы будем стыковать его с железными дорогами, а затем с общественным горэлектротранспортом, которым ежедневно пользуется 70 % нашего населения», – сказал он.
Среди реализованных проектов в области пассажирского транспорта замминистра отметил ФГИС «Такси», Портал субсидированных перевозок, систему «ЭРА-ГЛОНАСС» и развиваемые на ее основе сервисы, а также новую безбарьерную систему оплаты проезда Openloop.
Также Дмитрий Баканов о планах создания Платформы осуществления пассажирских перевозок, которая будет состоять из Федеральной навигационно-информационной системы (ФНИС), Системы контроля пассажирских перевозок (СКПП), Отраслевой системы управления данными (ОСУД) и Автоматизированной информационной системы управления льготными и субсидированными перевозками (АИС УЛСП).
ФНИС совместно с СКПП позволят строго контролировать исполнение расписания и маршрутов движения общественного транспорта, соблюдение лицензионных требований перевозчиками, для выявления и пресечения нелегальных перевозок. Внедрение ОСУД позволит определить реальную потребность в приобретении транспортных средств регионами, включая необходимые субсидии из федерального бюджета.
Более подробно о создании АИС УЛСП рассказал директор Ситуационно-информационного центра Минтранса России Дмитрий Горшков. «У нас огромное количество льгот. В субъектах они разные – есть федеральные, а есть региональные, во многих субъектах они между собой не совпадают», – отметил он.
Данный вопрос планируется решить за счет создания АИС УЛСП. «Система уже протестирована во взаимодействии с несколькими перевозчиками, протестирована ее интеграция с Федеральной налоговой службой и Социальным фондом России. Эти сервисы очень востребованы и нужны», – сказал Дмитрий Горшков.
Вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «МТС» Андрей Рего в своем выступлении рассказал о комплексных решениях компании для транспортной отрасли. Среди них такие проекты как «Умная остановка», «Умный автобус», бесконтактные способы оплаты, в том числе Openloop – проект по внедрению новой технологии оплаты проезда на общественном транспорте, который активно продвигается Минтрансом России. МТС совместно с МТС Авто в качестве члена АЦТЛ активно принимает участие в реализации и популяризации данного проекта.
«Доступность оплаты в общественном транспорте – один из приоритетов отрасли. Возможность цифровым путем оплачивать поездку повышает платежную дисциплину и помогает избежать получение штрафов», – рассказал Андрей Рего.
По его словам, с каждым годом доля «серых» перевозок уменьшается. «Мы считаем, что благодаря Openloop эффективность обеления пассажирских перевозок значительно вырастет. По нашей оценке, к 2028 году прогнозная доля канала бесконтактной оплаты Openloop составит около 22% от общего объема оплаты проезда наземным транспортом, за счет уменьшения оплаты наличными и банковскими картами», – добавил он.
Генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич привел данные о госсистеме аварийного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС» и применении информационно-навигационных технологий для мониторинга транспорта. По его словам, в настоящее время к «ЭРА-ГЛОНАСС» подключено более 10 млн транспортных средств. Система помогает спасать тысячи жизней водителей и пассажиров ежегодно. Помимо этого, на ее основе эффективно функционирует сервис мониторинга различных видов транспорта, в первую очередь общественного – во всех регионах России подключено уже более 200 тысяч пассажирских транспортных средств. Данные о местоположении транспорта передаются для отображения в региональные приложения, Яндекс.Карты и 2ГИС, что повышает удобство и комфорт миллионов пассажиров.
«С учетом этой компетенции мы работаем над запуском Федеральной навигационно-информационной системы – государственной цифровой платформы мониторинга транспорта. Проект реализуется на основе госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС». Это полностью отечественное импортонезависимое решение, которое позволяет бесшовно перейти с используемых ранее иностранных сервисов. Сейчас отрабатывается подключение к новой системе общественного транспорта, автомобилей скорой помощи и беспилотных воздушных судов. В перспективе к платформе возможно подключение любых видов транспорта, для которых требуется мониторинг передвижения для повышения безопасности и эффективности работы: это школьные автобусы, коммунальная техника, такси, туристические автобусы», – сказал Алексей Райкевич.
Он также отметил, что в этом году к платформе планируется подключение пяти регионов, а в следующем – не менее 25 субъектов РФ. Использование платформы будет бесплатным для всех регионов, а совокупная экономия региональных бюджетов на первом этапе превысит 4 млрд рублей.
Заместитель генерального директора по информационным технологиям ПАО «Аэрофлот» Антон Мацкевич в своем выступлении указал на главный приоритет цифровой трансформации Группы «Аэрофлот» – сохранение высокого уровня сервиса и удовлетворенности пассажиров. Для реализации этой задачи выполняется комплекс проектов, включающих предоставление информационно-справочных услуг с использованием ИИ, удобные сервисы проверки льгот на перелеты, создание отечественного софта для системы развлечения пассажиров взамен иностранного и обеспечение пассажиров бизнес-класса отечественными планшетами.
Руководитель рабочей группы «Зеленый цифровой коридор пассажира» Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Черемных рассказал о цифровых решениях для комфортных поездок, которые разрабатываются в настоящее время и являются результатом совместной плодотворной работы государства и бизнеса. Это, прежде всего, решения для практической реализации мультимодальных поездок и сопровождения пассажира. Сопровождение важно не только для поддержки мультимодальности, но и в целом для дальнейшего развития пассажирских сервисов, инклюзивных перевозок, объединения инфраструктуры и перевозчиков, региональной и межрегиональной мобильности.
Продолжается развитие и масштабирование новой технологии безбарьерной оплаты проезда по геолокации Openloop. Технология внедряется на региональном общественном транспорте и в пригородном сообщении. Согласно целевому показателю стратегического проекта «Зеленый цифровой коридор пассажира», в 2024 году безбарьерная оплата проезда должна использоваться не менее, чем в 50 городах Российской Федерации.
Важно, что продолжает развиваться обеспечение льготных и субсидированных перевозок на всех видах транспорта. Перевод пользовательского опыта в цифровые решения позволяет получать большие данные, на основе которых можно принимать обоснованные решения по управлению пассажирскими перевозками – особенно в части планирования, динамического управления и оценки принимаемых мер по развитию транспорта.
Заместитель генерального директора по ИТ АО «Международный аэропорт Шереметьево» Кирилл Алифанов поделился опытом и планами аэропорта по внедрению цифровых сервисов с целью предоставления клиентам наилучшего сервиса. «Цифровая трансформация в корне не меняет основные функции аэропорта – организацию и обеспечение полетов и наземного обслуживания воздушных судов. Однако, растущая потребность в использование удобных и привычных для потребителей услуг требуют от крупных аэропортов внедрения цифровых сервисов для пассажиров», – сказал он.
Представитель Шереметьево подчеркнул, что на всем протяжении «Пути пассажира» главной целью аэропорта является сокращение потерь времени в ожидании и предоставление бесшовного и удобного пути в прохождении всех необходимых мероприятий в аэропорту. Для этого в аэропорту активно внедряют технологии бесшовности пассажирского пути и развивают онлайн-платформы.
Заместитель начальника Департамента информатизации ОАО «РЖД» Юрий Данилов обратил внимание на то, что во время туристического сезона спрос на покупку билетов возрастает многократно, нагрузка превосходит все ожидания, и вся она ложится на электронные каналы продаж. «Сегодня 78% всех продаж приходится на продажу в электронном виде. В пиковые периоды мы получаем 2000 запросов в секунду на покупку билета», – сказал он.
Представитель перевозчика рассказал о ряде цифровых услуг, которые в ближайшее время запустит компания. Одна из них – лист ожидания, позволяющий купить билет, когда кто-то отказывается от билета, или когда к поезду добавляются вагоны. Второй сервис, о котором рассказал Юрий Данилов, – сервис быстрой покупки. «Мы проанализировали поведение пассажиров. Большинство случаев неуспешных покупок связано с тем, что пассажир проводит очень много времени, выбирая места на схеме вагона поезда, и, соответственно, иногда у него не получается купить билеты. Для того, чтобы такого не было, мы разрабатываем этот сервис», – отметил он.
Исполнительный директор ПАО Сбербанк Антон Седаков представил разработку Группы Сбер – мобильное приложение для пассажиров общественного транспорта. Сервис позволит проводить оплату проезда в том числе по технологии OpenLoop. При этом пассажир сможет пользоваться одним приложением как в «домашнем», так и в «гостевом» регионах.
Также спикер рассказал о достижениях группы Сбер в части безналичной оплаты проезда, а это более 250 млн поездок в месяц в 160 городах РФ, и о реализации проектов в 37 регионах РФ по обслуживанию льготных категорий граждан с использованием банковской карты, как идентификатора льготника, что существенно повышает удобство и комфорт поездки для пассажира. «Каждый день, мы стремимся делать наши сервисы более человекоцентричными» – завершил Антон Седаков.