Опубликовано 23 Апреля 2024
Байкало-Амурской железнодорожной магистрали исполняется 50 лет
БАМ отмечает полувековой юбилей. В апреле 1974 года, 50 лет назад, магистраль объявили всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
БАМ − железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный железнодорожный выход к Тихому океану, наряду с Транссибирской магистралью.
Байкало-Амурская магистраль входит в число крупнейших железных дорог мира. Она проходит по территории Амурской и Иркутской областей, Забайкальского и Хабаровского краев, Бурятии и Якутии. БАМ стал всенародным проектом, его возведение называли стройкой века, в которой в общей сложности участвовали около 2 млн человек. Работа проходила в сложных климатических, геологических условиях. Почти 1,5 тыс. км проложено в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности.
БАМ пересекает 7 горных хребтов и 11 крупных рек. Для преодоления естественных преград было сооружено 4242 моста и водопропускных сооружения. Почти каждый десятый километр БАМа проходит по мосту, а каждый сотый − в тоннеле. Из-за сложного рельефа местности более 30 км железной дороги проходит в тоннелях. Здесь находится самый длинный в России тоннель − Северомуйский. Его строили с 1977 по 2001 год, ввели в постоянную эксплуатацию в 2003 году.
Протяженность БАМа составляет 4,3 тыс. километров. Кроме экономического, строительство БАМа имело военно-стратегическое значение. Это самый короткий железнодорожный путь к портам Тихого океана, в Южную Якутию. Благодаря железной дороге сокращается путь пассажирских и грузовых поездов в Приморье, Владивосток и Находку более чем на 200 км, в Ванино − почти на 500 км, в Якутию − на 600 км, на Сахалин, Камчатку, в Магадан − на 1000 км. Пассажиры поездов, проходящих по БАМу, могут за сутки проехать из Тынды в Хабаровск, за 5 суток− до Москвы, за 6 суток − до Кисловодска.
Байкало-Амурская магистраль изменила облик огромного таежного края, вовлекла в экономику страны крупнейшие запасы полезных ископаемых и леса, обеспечила объемы грузоперевозок, укрепила внешнеэкономические связи СССР через морские порты Дальнего Востока. Вместе с БАМом появились новые поселки, города, что способствовало закреплению кадров и улучшению условий жизни в Сибири и на Дальнем Востоке, которые всегда играли особую историческую роль в развитии России и сегодня остаются стратегически важными направлениями.
Слово «БАМ» вошло в мировой словарь, как в свое время вошло в языки других народов советское слово «спутник».
Сегодня, по решению Президента России Владимира Путина, реализуются планы модернизации БАМа и развития всего Восточного полигона (БАМа и Транссибирской магистрали). Глава государства неоднократно подчеркивал, что проект имеет огромное экономическое и социально-политическое значение, обеспечивает транспортное единство всей российской территории − самой большой территории в мире.
8 июля 2014 года Владимир Путин дал официальный старт «БАМу-2», крупнейшей современной стройке на Восточном полигоне. Проект расширения БАМа направлен на увеличение транспортной связности России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и улучшение условий социально-экономического развития Дальнего Востока.
Сегодня работы на БАМе продолжаются. Магистраль решает задачи общенационального масштаба: открыт доступ к природным ресурсам значительной части страны, обеспечены транзитные перевозки, создан кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток − Запад протяженностью 10 тыс. км; в военно-стратегическом смысле парируются возможные сбои и перерывы в движении поездов на Транссибе.
На повестке дня стоит новая «стройка века»: создание полноценно и устойчиво функционирующего Восточного полигона, разворот экономики на Восток, движение к Тихому океану, освоение Сибири, Дальнего Востока и обеспечение стратегической безопасности России в целом.