Опубликовано 21 Февраля 2024
На выставке-форуме «Россия» состоялась пленарная сессия «О ключевых достижениях и результатах развития транспортной отрасли»
Мероприятие прошло 21 февраля в рамках Форума национальных достижений: «Транспорт». В нем приняли участие Министр транспорта Виталий Савельев, заместители Министра транспорта, главы российских регионов, руководители крупных предприятий транспортного комплекса
Спикеры поделились ключевыми достижениями в развитии транспортного комплекса за последние годы с точки зрения их влияния на население и экономику страны, а также рассказали о реализации инициатив по развитию отрасли в рамках национальных проектов.
Открывая мероприятие Виталий Савельев подчеркнул, что несмотря на транспортную блокаду были выполнены все поставленные задачи по обеспечению транспортной доступности территорий России. Общий грузооборот транспорта за 6 лет вырос на 5 %. «Это связано с ростом объемов товаропроизводства и импортозамещения, переориентацией товарных потоков на внутренние рынки страны», – пояснил Министр. Пассажирооборот на транспорте в связи с введением ограничений в целях борьбы с коронавирусом в 2020 году снизился, но к настоящему времени наблюдается его восстановление.
По словам главы транспортного ведомства, в дорожном хозяйстве достигнуты рекордные показатели по строительству и ремонту дорог. В рамках реализации в субъектах Российской Федерации национального проекта «Безопасные качественные дороги» перевыполнены плановые значения показателей по доле региональных дорог и дорожной сети агломераций в нормативном состоянии. «Введены в эксплуатацию мостовые сооружения в различных регионах России. Это мосты через Волгу в городе Дубне Московской области и в Волгограде, через реку Свияга в Татарстане, реку Зея в Амурской области и многие другие, – сообщил он.
Шла речь о результатах работы гражданской авиации. В 2023 году воздушным транспортом перевезено более 105 млн пассажиров, что почти на 10 % выше показателя 2022 года. «Немаловажно, что нам удалось сохранить авиапарк, который позволяет летать как по внутренним, так и по международным маршрутам. Всего в России 1 290 воздушных судов, из них пассажирских – 1 160, – рассказал Виталий Савельев.
По итогам 2018–2023 годов обеспечен ввод в эксплуатацию взлетно-посадочных полос в 19 аэропортах и 14 объектов инфраструктуры.
Перевозки пассажиров железной дорогой в 2018 году составляли 1,2 млрд пассажиров, при этом в связи с коронавирусной инфекций данный показатель снижался до 876 млн человек, но по результатам прошлого года удалось вернуться к допандемийному уровню.
Опережающими темпами развивается инфраструктура морских портов Российской Федерации. На сегодняшний день в России 63 морских порта, их мощность составляет 1 млрд 360 млн тонн.
В рамках развития городского транспорта реализованы мероприятия по обновлению подвижного состава общественного транспорта в городских агломерациях. За счет мер поддержки Минтранса России в регионы поставлено более 8 тыс. единиц общественного транспорта.
Высокую значимость имеют пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Их развитию уделяется пристальное внимание. За период с 2018 по 2023 годы выполнено более 200 мероприятий по их модернизации, техническому оснащению и оборудованию.
Кроме того, особое внимание в своей работе Министерство уделяет процессу цифровизации транспортного комплекса. «В прошлом году запущена система ФГИС «Такси», обеспечивающая пассажирам возможность проверить легальность перевозчика и автомобиля. Результатом внедрения системы станет повышение качества оказываемых услуг и снижение количества ДТП с участием такси», – сказал Виталий Савельев.
О достижениях в области реконструкции аэродромной инфраструктуры для обеспечения нового качества воздушных перевозок в России рассказал заместитель Министра транспорта Василий Десятков.
Он отметил, что в рамках федерального проекта «Развитие региональных аэропортов» идет реконструкция 46 объектов, из них 28 взлетно-посадочных полос и 18 объектов аэродромной инфраструктуры. В период 2018–2021 годов введено в эксплуатацию 8 взлетно-посадочных полос и 5 вспомогательных объектов аэродромной инфраструктуры. В 2022 году –2 и 6 соответственно.
Впервые в современной истории взлетно-посадочная полоса в аэропорту Оренбурга была реконструирована за 100 дней. Ее протяженность составила 2,5 км. «2023 год был рекордным годом. За один год были введены 9 взлетно-посадочных полос, практически столько же как за 4 года до этого, – заявил заместитель Министра. – В 2023 году мы закрыли аэропорт Архангельска на реконструкцию. По проектно-сметной документации предполагалось, что строительство будет идти 2,5 года. Но уже через 7 месяцев после закрытия аэродрома смогли принять борт досрочно».
В 2024 году запланирован ввод 13 объектов, из них 9 ВПП и 4 вспомогательных объектов аэродромной инфраструктуры.
Более подробно о развитии гражданской авиации доложил заместитель Министра транспорта Владимир Потешкин. Он подчеркнул, что сегодня отрасль гражданской авиации наряду со многими другими отраслями транспортного комплекса является связующим звеном нашей огромной страны, а также безусловным лидером в скорости для миллионов граждан.
«С учетом площади России в 17,1 миллионов квадратных километров, наши авиакомпании сегодня выполняют рейсы по более, чем 1000 маршрутам воздушного движения общей протяженностью более 850 тысяч километров, – добавил заместитель Министра транспорта. – Высокие результаты работы отрасли – это в первую очередь кадры. Сегодня в гражданской авиации трудятся более 230 тысяч специалистов. За 6 лет тремя вузами, находящимися в ведении Росавиации, с их 14-ю филиалами, было выпущено более 33 тыс. специалистов по 34 специальностям и направлениям подготовки».
Кроме того, Владимир Потешкин затронул вопрос развития беспилотных авиационных систем. «Если 6 лет назад мы и не предполагали столь активное развитие беспилотников, то сегодня сложно представить нашу отрасль без них. Минтрансом России активно реализуется федеральный проект «Инфраструктура, безопасность, сертификация», входящий в состав национального проекта «Беспилотные авиационные системы», что позволит создать необходимую нормативную правовую базу для развития новой отрасли, построить дронопорты во всех регионах страны, специальные линии связи для полетов на большие расстояния и интегрировать беспилотники в единое воздушное пространство страны, – пояснил он.
В свою очередь, заместитель Министра транспорта Дмитрий Баканов остановился на теме внедрения цифровых технологий на транспорте. В частности, шла речь о системе «ЭРА-ГЛОНАСС». На сегодняшний день к ней подключены более 10 млн транспортных средств, произведено 350 тысяч экстренных вызовов.
Шла речь о цифровизации на городском электрическом транспорте. В прошлом году Минтранс России совместно с Российским университетом транспорта разработал технологию внедрения новой умной оплаты с использованием местоположения смартфона пассажира. Гражданину не требуется доставать смартфон и открывать мобильное приложение для оплаты. Это экономит время при посадке и делает общественный транспорт более удобным. С прошлого года данная технология внедрена в Ярославской и Тверской областях.
Летом 2023 года на Петербургском экономическом форуме был дан старт движению грузовых беспилотников между двумя столицами. «Проект создавали для построения бизнес-модели, при которой беспилотная перевозка грузов будет дешевле и эффективнее, чем обычная. Сейчас на трассе перемещается 9 транспортных средств ПАО «КАМАЗ» и ООО «Сберавтотех». С момента старта проекта они проехали 1,8 млн км и перевезли 181 тыс. м³ груза. До конца года на трассе будет ездить 43 таких беспилотника, – сообщил Дмитрий Баканов.
Участники также обсудили развитие морского и внутреннего водного транспорта.
«Развитие морских портов связано, прежде всего, с созданием новых, глубоководных, специализированных терминалов, которые направлены, как на снижение зависимости от портов сопредельных стран, так и на решение социально значимых вопросов, – рассказал заместитель Министра транспорта Александр Пошивай.
Протяженность внутренних водных путей федерального значения составляет 101 310,5 км. За последние 6 лет на них устранены лимитирующие участки общей протяженностью 8358 км. В результате устранения данных участков пропускная способность внутренних водных путей увеличена на 12,5 млн тонн.
В ходе реконструкции в 2021 году завершено строительство гидроузла Белоомут, что увеличило пропускную способность на 0,9 млн. тонн. А на Беломорско-Балтийском канале выполнена комплексная реконструкция 10 шлюзов.
Заместитель Министра добавил, что в 2023 году электронными навигационными картами покрыты все основные в навигационном отношении участки внутренних водных путей – почти 73 тыс. км внутренних водных путей, что составляет 72 % от всей протяженности.
Кроме того, важной составляющей является организация паромных переправ, которые обеспечивают транспортную связность территорий. «В целях организации перевозок грузов и пассажиров из Республики Крым в морской порт Кавказ в настоящее время привлечено 4 автомобильных парома, а также 2 железнодорожных парома. За период с 9 октября 2022 года по настоящее время паромами совершено более 7,5 тыс. кругорейсов, перевезено около 450 тыс. пассажиров, более 260 тыс. автотранспортных средств и 40 тыс. железнодорожных вагонов», – рассказал Александр Пошивай.
На сегодняшний день транспортную доступность Калининградской области обеспечивают на постоянной основе 29 судов, в том числе 6 паромов, позволяющих перевезти более 7,3 млн тонн грузов в год. В направлении Калининградской области зарегистрировано 10 морских каботажных линий.
Важным событием для переправы стало начало работы на линии новейших двухтопливных паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский».