Опубликовано 19 Января 2024
На выставке-форуме «Россия» в рамках Дня пассажирской логистики обсудили перспективы развития железнодорожного транспорта
Деловая программа Дня пассажирской логистики продолжилась дискуссией экспертов на тему «Железнодорожный транспорт для пассажира: безопасно и с комфортом».
В мероприятии участвовали директор департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Александр Федорчук, генеральный директор ООО «Аэроэкспресс» Андрей Акимов, генеральный директор АО ТК «Гранд сервис экспресс» Александр Ганов, заместитель генерального директора группы «Синара» Антон Зубихин, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Иван Колесников, заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта АО «Трансмашхолдинг» Александр Лошманов, доцент института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Дмитрий Твардовский.
Александр Федорчук рассказал о приоритетах государства в развитии железнодорожного транспорта. Он отметил, что пассажирский железнодорожный транспорт является ключевым элементом опорного каркаса транспортной системы России. Перевозки пассажиров имеют существенное социально-экономическое значение для всех регионов нашей страны. «Задача, над которой работает государство и железнодорожная отрасль – это повышение связности территорий, в том числе на безальтернативных маршрутах между малыми населенными пунктами», – сказал директор департамента.
Он уточнил, что железные дороги пролегают по территориям 83 субъектов с учетом новых регионов Российской Федерации. Ежегодно железнодорожным транспортом перевозится более 1 млрд пассажиров, в 2023 году эта цифра составила 1,2 млрд пассажиров, выполняется более 200 тыс. рейсов поездов дальнего следования и более 2,4 млн рейсов пригородных поездов. «Повышение транспортной доступности территорий, повышение качества услуг, обеспечение комфортности и безопасности пассажирских перевозок при сохранении ценовой доступности перевозок для всего ценового сегмента пассажиров является для государства приоритетной задачей», – добавил Александр Федорчук.
Отвечая на вопрос о том, что сегодня позволяет железнодорожникам успешно конкурировать с другими видами транспорта, представитель Минтранса ответил, что этому способствуют и исторически сложившиеся связи, и те новые сервисы, которые предлагают компании. В качестве такого примера он привел поезд «Сапсан», который благополучно конкурирует с авиацией на направлении Москва – Санкт-Петербург. «Работая над повышением скорости, цифровизацией услуг – всеми теми факторами, которые делают сервис более доступным в широком ценовом сегменте, мы развиваем пассажирские перевозки. А оценку нашим стараниям делает пассажир, который приобретает билет на железнодорожный транспорт и отдает ему предпочтение», – подчеркнул директор департамента.
Государственная поддержка пассажирских перевозок является комплексной задачей. В целом на поддержку пригородных перевозок из федерального бюджета по линии Министерства транспорта в 2023 году направлено 52,6 млрд рублей, 12,2 млрд рублей – на поддержку перевозок в дальнем следовании. За последние 10 лет обновлено 30 процентов подвижного состава в пригородном сообщении и дальнем следовании. Задача государства состоит также в поддержании высокого уровня профильного образования, что гарантирует предоставление качественной услуги.
В части социальных гарантий за счет региональных и федерального бюджетов отдельным категориям граждан предоставляется бесплатный и льготный проезд. На сегодняшний день реализована функция покупки билетов онлайн для льготных категорий. Проводится работа по актуализации Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом до 2035 года. Пассажирские железнодорожные перевозки активно внедряются в систему общегородского транспорта.
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Иван Колесников обратил внимание на актуальные разработки «РЖД» в сфере пассажирского комплекса. В наступившем году компания планирует продолжить работу по цифровизации сервисов и развивать новые маршруты в том числе туристических поездов. Активно обновляется подвижной состав. Ежегодно закупается порядка 500 вагонов, из них 160-180 – двухэтажные.
Железнодорожная услуга становится востребованной в регионах вследствие повышения уровня мобильности населения. На направлениях дальнего следования, где наблюдаются высокие темпы роста, например, на Юг, акцентирована поставка двухэтажных составов, под эти задачи модернизируется инфраструктура. Взрывной рост пригородных перевозок виден на направлениях, где курсируют современные «Иволга» и «Ласточка». Эффективно использовать существующие инфраструктурные возможности позволяют технологии виртуальной сцепки, подвижные блок-участки, уплотнение графика и другие.
В свою очередь генеральный директор ООО «Аэроэкспресс» Андрей Акимов поделился опытом в развитии клиентоориентированности и рассказал, что точность выполнения расписания поездами компании превосходит 99 процентов. Ее парк насчитывает 21 состав, средний возраст парка составляет 8,4 года. Имеется собственное депо для обслуживания поездов. За 18 лет работы Аэроэкспресс перевез более 170 млн пассажиров, в 2023 году пассажиропоток превысил планку в 11 млн пассажиров и впервые с 2016 года доля в перевозках в аэропорты Московского авиационного узла составила 15,5 %.
«Конкурентными преимуществами компании являются актуальность, удобство, доступная и предсказуемая цена и гарантированность времени перевозки. Предусмотрено шесть каналов продаж билетов, куда входят онлайн-сервисы – сайт и мобильное приложение, традиционные – кассы и автоматы в аэропортах и вокзалах, а также широкая агентская сеть», – подчеркнул Акимов. Реализована возможность оплаты с помощью современных методов таких, как Система быстрых платежей, SberPay, ЯндексПэй, оплата по биометрии. Для групповых/семейных поездок разработана гибкая ценовая политика с учетом дисконта по отношению к стандартной цене билета.
С учетом тенденции роста внутреннего туризма, компания рассматривает возможность запуска услуги в регионах. Как серьезному инвестпроекту, требующему больших финансовых вложений, данному направлению требуется детальная проработка с властями субъектов и владельцем инфраструктуры.
Генеральный директор АО ТК «Гранд сервис экспресс» Александр Ганов рассказал о железнодорожных путешествиях. Компания обладает управленческой гибкостью, что позволяет ей быстро адаптироваться к изменениям и реагировать на вызовы. В прошлом году был взят курс на развитие коммуникации через социальные сети, и результат превзошел ожидания. Получая через традиционные каналы связи в среднем 20 тыс. обращений в год, число подписчиков уже превысило уровень в 60 тыс. человек. Время отклика на обращение составляет 45 минут, что позволяет оперативно решать вопросы, связанные с поломками в пути следования, консультировать пассажиров по изменениям в расписании.
«Гранд сервис экспресс» в 2023 году перевез 5 млн пассажиров, это пятикратный рост по отношению к 2020 году. Своей задачей компания ставит обеспечение комфорта пассажиров и развитие сервисов. Для удобства автолюбителей предусмотрена перевозка транспортных средств, в составе поезда «Таврия» курсируют специализированные вагоны-автовозы. Чтобы разнообразить долгую поездку, а также учитывая тот факт, что около 75 процентов пассажиров являются туристами, а более половины из них путешествуют с детьми, в пути предлагаются активности с использованием внутренней интерактивной системы. В качестве примеров глава компании привел шахматный турнир, викторины, голосования.
Заместитель генерального директора группы «Синара» Антон Зубихин в своем выступлении выделил, что ключевым стандартизатором требований к подвижному составу является пассажир. Если ранее требования менялись достаточно медленно и формировались на 40 лет вперед, то сейчас ожидания пассажира повышаются каждые пять лет. Сюда входят пожелания о персонализации и личном пространстве, пользовании персональным девайсом или гаджетом, включая возможность использовать бесшовный высокоскоростной интернет и зарядку, повышенной шумоизоляции и гигиене.
Современные поезда производства компании «Синара» оснащаются антибактериальными поручнями и системой очистки воздуха. Требования по климату в компании очень высоки. Мощности рассчитаны на производство 250 вагонов ежегодно при текущем уровне в 150 вагонов в год, существующий задел сможет удовлетворить потребности отечественных перевозчиков.
Производственные и конструкторские компетенции компании позволяют создать поезд для высокоскоростных перевозок. Антон Зубихин добавил, что за счет освоения ВСМ наша страна выйдет на совершенно новый уровень развития науки и технологий в области микропроцессорной техники, интернета, конструкции материалов и верхнего строения пути, контактной сети.
На теме импортонезависимости остановился заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта АО «Трансмашхолдинг» Александр Лошманов. Он рассказал, что стратегия компании подразумевает технологический суверенитет. Подразделение «ТМХ инжиниринг» обладает всем необходимым, чтобы обеспечить соответствующий уровень эксплуатационной модели, чтобы подвижной состав был не только технологичным, но и полностью российским.
Уже сегодня готова к запуску в эксплуатацию поезда «Иволга» 4-го поколения. В этой модели учтены такие параметры, как эргономика, тактильные ощущения, освещение. На базе платформенных решений построена программа развития, предусматривающая модификацию внутренней компоновки, установку капсульных вагонов.
На основе технологии «цифровых двойников» создается поведенческая модель пассажира, моделируется его поведение на платформе, передвижения на входе и выходе со станции и разрабатываются компьютерные решения. Компания работает на перспективу, с 2026 года планируется строительство двухэтажных вагонов габарита «Т» с перспективой повышения скоростей движения до 200 км/час, внедрение push-pull составов (без перецепки) постоянного формирования.
Доцент института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Дмитрий Твардовский поднял вопрос инвестиций в железнодорожную инфраструктуру. По его словам, поездка для пассажира, как и любой проект, начинается с планирования. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года предусматривает выбор между использованием совмещенной инфраструктуры и строительством выделенной инфраструктуры для пассажирских перевозок.
Для российской экономики создание сети высокоскоростных магистралей обеспечит прирост валового внутреннего продукта и бюджетных доходов, создаст предпосылки для развития новых промышленных отраслей и в конечном итоге будет способствовать переходу на принципиально новый технологический уровень. С точки зрения окупаемости проекта ВСМ нужно рассматривать его совокупный мультипликативный эффект, куда входит и развитие машиностроительного блока, и сокращение времени в пути для пассажира. Такие проекты могут быть реализованы при участии различных форм поддержки, к которым можно отнести выпуск инфраструктурных облигаций и концессии, которые являются привлекательным механизмом для широкого круга инвесторов.