Опубликовано 19 Января 2024
На выставке-форуме «Россия» в рамках Дня пассажирской логистики состоялась пленарная дискуссия «Транспортная система будущего в интересах пассажира»
В мероприятии приняли участие Министр транспорта Виталий Савельев, председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, генеральный директор ПАО «Аэрофлот» Сергей Александровский и председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов.
Спикеры обсудили особенности транспортной системы нашей страны, приоритетные направления перевозок, успешные решения российских компаний для пассажиров железнодорожного, авиационного и автотранспорта, новые транспортные услуги, которые планируется внедрить в ближайшие годы. Также рассмотрели перспективу развития международных транспортно-логистических коридоров с точки зрения пассажирского опыта.
Виталий Савельев рассказал о новых подходах в пассажирской логистике и трансформации транспортной отрасли. Он отметил, что важнейшим инструментом для развития сервисов стала цифровизация. Транспортная отрасль переходит на отечественные разработки.
Так, ввод в эксплуатацию системы ФГИС «Такси» позволил сделать рынок таксомоторных услуг конкурентным и безопасным для пассажиров. Внедрение отечественных систем бронирования авиабилетов и регистрации пассажиров позволили обеспечить технологический суверенитет отрасли. Ушедшие с российского рынка цифровые решения успешно заменяются на отечественные, создаются новые платформы. Например, для создания механизма бесшовной пассажирской логистики – покупки одного электронного билета на несколько видов транспорта – создается цифровая платформа «Российский транспорт». Оформление льготных и субсидируемых поездок и перелетов станет возможным в электронном виде.
Глава Минтранса России отметил также рост пассажирских перевозок. «Наши авиакомпании перевезли около 105 миллионов пассажиров, что более чем на 10 % превышает уровень 2022 года. В 2023 году продолжена реализация трех программ субсидирования авиаперевозок. Общий объем поддержки по ним составил более 30 миллиардов рублей. Особое внимание уделено поддержке доступности полетов на Дальний Восток. В 2023 году на эти цели выделено около 22 миллиардов рублей», – сообщил он.
Кроме того, речь шла о новом качестве общественного транспорта. В 2023 году в рамках программ Минтранса России в регионы передано почти 4,5 тыс. единиц нового подвижного состава. В этом году планируется передать около 7,5 тыс. единиц. По итогам 2024 года общественный транспорт будет обновлен в 82 регионах.
На железнодорожном транспорте объем пассажиропотока достиг почти 1,2 млрд человек, что на 5,5 % больше, чем в 2022 году. Перевозчики развивают маршрутную сеть, предлагают новые услуги. Ярким примером выступают туристические поезда «РЖД».
Виталий Савельев подчеркнул, что рост внутреннего туризма будет и впредь обеспечен необходимым подвижным составом и флотом. Современные отечественные скоростные пассажирские суда в ближайшее время пойдут по Волге. «Под моим руководством создана рабочая группа по запуску проекта «Речные магистрали». Проект свяжет водным маршрутом протяженностью 675 км Нижегородскую область, Татарстан и Чувашскую Республику. Благодаря этому проекту мы решим задачи повышения транспортной доступности территорий вдоль Волги, развития мультимодальных пассажирских перевозок, а также создания новых туристических направлений», – добавил он.
Об основных нововведениях, которые ждут пассажиров в скором будущем на железнодорожном транспорте, рассказал Олег Белозёров.
По его словам, основное направление эволюции поездов – увеличение скорости движения. В настоящее время ведется разработка первого российского электропоезда со скоростью движения до 400 км/час. Уровнем он будет выше, чем существующие высокоскоростные поезда. Он будет состоять из 8 вагонов. Предусмотрено 4 класса обслуживания (первый, бизнес, комфорт, базовый), игровая зона для детей с интерактивными играми, кухня с баром в вагоне-бистро, мультимедийная информационно-развлекательная система. Начало сборки первого образца – 2026 год. В 2027 году поезд должен быть готов. В 2028 году запланировано получение сертификата соответствия. Реализация первого этапа ВСМ планируется до 2030 года.
Для высокоскоростного сообщения необходима соответствующая беспроводная инфраструктура связи (на базе технологии Radio-Ethernet), которая позволит предоставлять пассажирам в пути доступ в интернет со скоростью 250 Мбит/с. На первом этапе она будет протестирована на электропоездах «Сапсан».
Говоря о ближайших планах, глава ОАО «РЖД» проанонсировал запуск в этом году нового справедливого клиентского сервиса «Лист ожидания». Он позволит пассажиру приобрести билет после получения уведомления о появлении в продаже свободных мест, если при первом запросе они отсутствовали. «Также разрабатывается опция посадки в поезд без предъявления документов – через QR-код в приложении «Госуслуги» и валидации по биометрическим персональным данным. Для этого совместно с Минцифры России и другими профильными ведомствами готовим полноценную нормативную базу», – проинформировал Олег Белозёров.
Выступая перед присутствующими Андрей Северилов поделился целями, которые ставит перед собой FESCO. Это повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий, увеличение объема и скорости транзита грузов, развитие мультимодальных логистических технологий, цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли и ускорение внедрения новых технологий.
Председатель совета директоров FESCO также остановился на создании единой национальной логистической платформы. «Мы создали первую в России экосистему, которая объединяет партнеров в логистической цепочке по принципу единого окна для грузового движения. Сформирован прозрачный и быстрый сервис. Это мобильность и удобство в управлении и отслеживании грузов в электронном формате», – пояснил он.
Шла речь и об импортозамещении. Андрей Северилов сообщил, что в FESCO многое зарубежное оборудование замещается оборудованием отечественного производства. Особенно это касается программного обеспечения.
В свою очередь, Вячеслав Петушенко заявил, что дороги России являются ключевым фактором развития экономики и повышения качества жизни населения. Именно поэтому важна инфраструктурная услуга, куда входят связь и сервис с точки зрения создания многофункциональных зон.
«Самое дорогое, что у нас есть – это время. Нашей компании, которая строит скоростные дороги, важно, чтобы человек доехал до пункта назначения за запланированное время. В первую очередь на это влияет безопасность дорожного движения. На наших дорогах на сегодняшний день уровень смертности в 2 раза ниже, чем на других автомобильных дорогах. Потому что изначально построены разделения потоков, поставлены предупреждающие знаки, а также работают аварийные комиссары, которые помогают водителям», – отметил он.
Кроме того, была затронута тема развития дорожной сети в новых субъектах Российской Федерации. За 2 года было построено 1,5 тыс. км дорог. При всех социальных опросах жителей данных регионов, проводимых ВЦИОМ, дороги и их качество входят в тройку приоритетных направлений.
Сергей Александровский поделился опытом создания сервисов в области цифровизации. «В 2022 году Аэрофлот перешел на отечественную систему бронирования авиаперевозок. Мы это сделали практически за 6 месяцев. Совместно с коллегами из компании «Сирена» планируем в течении 1,5 лет выйти на уровень, который был на иностранных решениях. По сути компания «Сирена» может составить конкуренцию двум ведущим поставщикам соответствующего программного обеспечения», – заявил он.
Рассказал генеральный директор ПАО «Аэрофлот» и о будущих проектах. Например, информационная система управления доходами позволит оптимизировать предложения для пассажиров. Она будет построена с учетом математических моделей и с использованием нейронных сетей прогнозирования спроса.
«Единая платформа коммуникации с клиентами – это новый инструмент обслуживания клиентов, который позволит интегрироваться с системой лояльности для персонализации обслуживания, улучшит эффективность обработки обращений и повысит качество обслуживания, – добавил Сергей Александровский. – Работаем также над созданием собственного агрегатора при продаже перевозок. Речь идет о продаже билетов других авиакомпаний и о мультимодальных перевозках».