Опубликовано 17 Ноября 2023
На полях Транспортной недели прошла международная пленарная дискуссия, посвященная интеграции национальных транспортных инфраструктур стран ЕАЭС
Основными темами обсуждения стали организация сотрудничества стран по перевозке грузов по международным транспортным коридорам, проходящим по их территориям, интеграция национальных транспортных инфраструктур на различных уровнях, расширение рынков сбыта и обеспечение безбарьерного передвижения грузов и пассажиров, локальные инициативы и их сопряжение с международными инициативами. Модератором выступила профессор, д.т.н., генеральный директор АНО «Евразийская Агрологистика» Алевтина Кириллова.
Статс-секретарь – заместитель министра транспорта Дмитрий Зверев подчеркнул, что сейчас основными трендами являются устойчивость и глобальность транспортных связей, обеспечение стабильных цепочек поставок в первую очередь для наших экспортеров, для грузополучателей в России и за рубежом. «Именно это обсуждалось в сентябре на форуме «Один пояс – один путь». Это была одна из ключевых тем на министерских встречах, на форуме и встречах министров транспорта ШОС, которые прошли в ноябре в Ташкенте, – пояснил он. – Уверен, что внимание на всех площадках к данной тематике отражает ее актуальность. Сегодня представителей Минтранса России нет в ключевых спикерах. Мы посмотрим оценку экспертов, чтобы взвесить, все ли мы правильно делаем и достаточны ли меры, которые мы вместе с коллегами разрабатываем». Ставится вопрос о создании до конца года комитета министров транспорта стран БРИКС.
Эффективность взаимодействия с одной стороны государства, с другой – бизнеса и экспертов, дает возможность внедрения механизмов, реализации инвестиционного потенциала государств, синхронизации действий. Заместитель Министра транспорта рассказал, что в 2023 году началась раскатка новых маршрутов, которые ранее не были задействованы или использовались в качестве второстепенных. Наиболее активно обсуждаются транспортные коридоры. «Считаю, что именно та работа, которая была проведена бизнес-сообществом, аналитиками и экспертами и финализировалась в утверждении национальных планов и национальных карт на уровне Правительства России в виде конкретных дорожных карт, позволяет теперь идти по строго намеченному плану и коллегам из сопредельных государств идти четко по реализации намеченных задач, которые уже гарантируются Правительством», – отметил он.
На полях первого министерского форума транспорта ШОС были запущены два новых направления. Это транспортный маршрут через Россию – Казахстан – Узбекистан – Киргизию с использованием Транскаспия, и автомобильный и мультимодальный коридор Пакистан – Афганистан – Узбекистан – Казахстан – Россия.
Дмитрий Зверев добавил, что совместно с Минпромторгом ведется работа, чтобы до конца года обеспечить субсидию по маршруту «Север – Юг», соответствующее поручение Первого Заместителя Председателя Правительства Андрея Белоусова уже получено. «Наша задача – не дожидаясь раскатки и запуска в полном объеме западного маршрута, окончания строительства участка Решт – Астара, завершения работ на иранском участке Решт – Казвин, максимально использовать возможности восточной ветки. В этой связи субсидия будет крайне важна, дополнительно к синхронизированным действиям четырех железнодорожных администраций по скидке по тарифу», – отметил он.
Замминистра транспорта подчеркнул важность баланса грузопотоков по видам грузов, чтобы российские экспортеры могли прогнозировать свою прибыль, используя более маржинальные грузы, выполняя при этом потребности российских операторов. Он анонсировал также, что Правительством России на прошлой неделе внесен в Госдуму законопроект, предусматривающий определение приоритизации грузов с точки зрения вывоза их судами под российским флагом. Методику будет определять Правительство России.
О том, как меняется экономика Российской Федерации, как она проходит современные вызовы, про большую роль транспортно-логистического сектора во взаимодействии государств-участников ЕАЭС и СНГ рассказал заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач. На сегодняшний день транспортная связность является двигателем интеграции на евразийском пространстве, поскольку играет ключевую роль как внутри содружества, так и с третьими странами. «С момента создания ЕАЭС в его нынешнем периметре взаимная торговля государств-членов возросла почти в два раза до 83,5 млрд в долларовом исчислении, с внешними партнерами торговля выросла до 60 % и по итогам 2022 года достигла 923 млрд в долларовом исчислении. С начала года взаимная торговля выросла еще на 9 %, в стоимостном выражении, уже превышен в 4,4 трлн руб.», – пояснил он.
Благодаря поступательному расширению транспортно-логистической отрасли в периметре ЕАЭС из года в год увеличивается объем грузооборота, за 2014–2022 гг. всеми видами транспорта темпы роста грузооборота составили 11,3 %. Объем перевозок по МТК «Север – Юг» в первом квартале вырос практически в два раза, достигнув 2,3 млн тонн, в том числе по западному маршруту вырос в два раза, в транскаспийской части – в три раза, в 33 раза по восточному маршруту. По оценкам экспертов за 2023 год грузопоток вырастет более, чем на 35 % по отношению к прошлому году.
Дмитрий Вольвач сообщил, что переориентация товарных потоков ставит задачу и по нахождению, расширению и стабилизации новых рынков сбыта, достижению стабильного грузопотока. Это требует своевременного реагирования и объединения усилий наших стран и позволяет гармонизировать перевозку, создавая практически бесшовный путь. Приоритет – модернизация евразийских транспортных коридоров, устранение узких мест как за счет физического расширения и эффективного использования инфраструктуры, так и за счет повышения уровня цифровизации всех процессов.
В свою очередь, директор департамента угольной промышленности Минэнерго России Петр Бобылев напомнил, что в 2022 году был создан совет руководителей уполномоченных от государств-членов ЕАЭС в сфере энергетики. В 2023 году достигнуты успехи в формировании общего электроэнергетического рынка. Уже приняты правила доступа к услугам межгосударственной передачи электроэнергии, правила взаимной торговли электроэнергией. Российской Федерацией разработан проект договора об общем рынке газа на территории ЕАЭС, на сегодня сняты более 30 разногласий. Продолжается работа по согласованию договора о создании единого рынка нефтепродуктов. В 2023 году утвержден «паспорт нефти», который значительно облегчает ее перемещение по территориям государств-членов ЕАЭС.
Первый заместитель генерального директора «ЦСР», председатель Общественного совета при Минтрансе России Татьяна Горовая рассказала о том, что руководство Минтранса поставило перед Общественным советом задачу быть не только органом контроля, но и стать экспертной площадкой, не дублируя те вопросы и задачи, которые решаются и обсуждаются сейчас в штабах и рабочих группах Правительства России и министерства. «И мы действительно стали такой площадкой, в части международных вопросов создали рабочую группу по развитию транспортно-логистических услуг», – пояснила она.
Татьяна Горовая назвала основные моменты, на которые обращают внимание представители бизнеса, это строительство обходов городов, организация МФЗ в том числе и на выходах к пунктам пропуска, создание единого сервиса, единого оператора перевозок возможно в партнерстве с другими странами, чтобы обеспечить единый понятный тариф и условия, страховку и безопасность грузов.
Подводя итоги дискуссии, Дмитрий Зверев поблагодарил ее участников за профессиональную экспертную оценку. Он подчеркнул, что все мнения будут учтены, проанализированы и войдут в стратегию внешнеэкономической деятельности, работа над которой сейчас завершается. В части транспорта в стратегии предлагается учесть создание постоянной инфраструктуры, утверждение постоянных стабильных связей со странами-партнерами, возможность формирования точек приема и точек сборки грузов не только в Российской Федерации, но и в дружественных юрисдикциях.