Опубликовано 16 Ноября 2023
На Транспортной неделе состоялась дискуссия на тему регулирования средств индивидуальной мобильности
Сегодня в рамках XVII Международного форума и выставки «Транспорт России» проведена конференция «Дорожная карта развития средств индивидуальной мобильности: регулирование, инфраструктура, культура вождения». В мероприятии приняли участие член комитета Государственной думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Олег Гарин, заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко, директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексей Смирнов, генеральный директор Юрент Иван Туринге и основатель WHOOSH Дмитрий Чуйко.
Участники обсудили дорожную карту Минтранса по использованию СИМ, а также вопросы микромобильности, социальной роли кикшеринга и его участия в транспортной системе городов, а также инфраструктуру, как драйвер роста средств индивидуальной мобильности.
Открыл дискуссию Владимир Луговенко, рассказав о нормативно-правовом регулировании СИМ. «Действительно, место средств индивидуальной мобильности в транспортной системе Российской Федерации уже, наверно, сложно переоценить. Мы четко понимаем, что электросамокаты, моноколеса, сигвеи очень плотно вошли в нашу жизнь. И это тот социум, который точно нельзя запрещать, его надо развивать», – отметил он.
Также спикер отметил, что развитие СИМ необходимо по таким причинам, как экономия затрат времени, экономия материальных, финансовых, территориальных ресурсов, и экологичность. Рассказывая о принятых Минтрансом мерах, Владимир Луговенко упомянул о внесении изменений в ПДД, утвержденных постановлением Правительства в марте этого года, а также об утвержденной в октябре дорожной карте по нормативно-правовому и нормативно-техническому регулированию использования средств индивидуальной мобильности. «Сейчас же, когда появилось четкая дефиниция, что такое средство индивидуальной мобильности, безусловно, нужно установить ответственность по всем параметрам, которые сейчас введены в ПДД. Это ответственность за нарушение скоростного режима, причем этот скоростной режим должен быть отличным от того, что у нас сейчас установлен для автомобилей. Это использование инфраструктуры, ответственность за использование не той инфраструктуры. Все правила, которые есть, их нужно безусловно подвергнуть осмечиванию в плане администрирования ответственности за нарушение этих правил дорожного движения. И это та работа, которая первым блоком стоит в дорожной карте», – отметил он.
Говоря о следующих разделах дорожной карты, представитель Минтранса подчеркнул, что также важно внести дополнительные изменения в ПДД, установить дополнительные требования к инфраструктуре для СИМ, а также развивать инфраструктуру, обеспечить ведение статистики ДТП с участием СИМ, развивать микромобильность, вести образовательную и просветительскую деятельность по правилам использования средств индивидуальной мобильности, осуществлять мониторинг развития использования данных средств. «Наша задача – сделать безопасное и комфортное передвижение для всех участников дорожного движения при имплементации СИМ в единую транспортную систему Российской Федерации», – подчеркнул он.
Олег Гарин согласился с необходимостью изменений в инфраструктуре, культуре вождения и регистрации средств индивидуальной мобильности. «Мир не стоит на месте, развитие не остановить, поэтому наша задача – делать так, чтобы та регуляторика, которую мы сегодня обсуждаем, и то развитие инфраструктуры, успевало за изменениями, которые сегодня происходят», – сказал он.
Дмитрий Чуйко в свою очередь рассказал, как средства индивидуальной мобильности дополняют транспортную систему города. По его словам, большая работа уже проделана со стороны регуляторов, и она идет в правильном направлении. «Это может быть большим массовым транспортом только тогда, когда это работает положительно для всех участников, не только для тех, кто едет на самокате, но и для остальных участников движения: и для пешеходов, и для автомобилистов. Безусловно, мы делаем максимум для того, чтобы тот сервис, который мы разрабатываем, максимально органично вписывался в ту инфраструктуру городов, которая сейчас существует, и чтобы инфраструктура со своей стороны тоже развивалась», – отметил он.
Иван Туринге поделился позитивным опытом развития своего бизнеса. «Мы предоставляем сервис в 88 городах с населением от 100 до 500 тысяч человек и видим, что в небольших населенных пунктах проблема отсутствия транспорта для коротких поездок стоит острее всего. Многие города активно развивают новые районы, для них не хватает дорог для классических видов общественного транспорта: это пробки, люди в очередях на маршрутки и автобусы. СИМ и самокаты в частности становятся такой «палочкой-выручалочкой», как для людей, так и для администраций. Индивидуальная мобильность помогает людям обрести свободу передвижения», – подчеркнул спикер.
Спикер также рассказал о мерах, которые были приняты в части регулирования поездок со стороны самого бизнеса: более 500 зон ограничения скорости, самокаты с поворотниками, пилотирование «умных» камер контроля езды на СИМ, ежегодное обновление парка на более современные модели, тестирование разработки для повышения безопасности, страхование 100% поездок, поддержка пользователей и отработка ДТП, работа с нарушителями и рейтинг пользователей, скидки для подписчиков сервиса.
Постоянное совершенствование технологий позволит сделать самокаты «умными» и предупреждать большинство происшествий. В рамках пилотов уже тестируются камеры и другие решения для автоматического контроля за движением СИМ, которые позволят точнее определять нарушения ПДД и личность нарушителей.
Развитие доступной и безопасной вело-инфраструктуры, необходимой не только водителям СИМ, но и курьерам, велосипедистам и другим пользователям микромобильного транспорта, снизит конфликты с пешеходами и автомобилистами.
Алексей Смирнов в своем выступлении рассказал об инфраструктуре, как драйвере роста средств индивидуальной мобильности. По его словам, основная проблема состоит в том, что инфраструктура не связана, вело-переезды не проектируются и не закладываются, дорожки не образуют единую сеть из-за отсутствия вело-переездов. «Здесь нужен стратегический подход проверки гипотез и внесения корректировок в случае каких-то проблем», –завершил он.