Опубликовано 31 Октября 2023
В Академии водного транспорта прошло совместное заседание коллегий Минтранса и Минобрнауки России
30 октября в Академии водного транспорта РУТ (МИИТ) под председательством Министра транспорта Виталия Савельева и Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова прошло совместное заседание коллегий двух ведомств. В нем приняли участие представители Минобрнауки и Минтранса России, регионов, отраслевых ассоциаций и союзов, организаций транспортного комплекса и высших учебных заведений.
Перед началом заседания главы двух министерств посетили студенческое общежитие академии, отремонтированное в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», реализуемой Минобрнауки России. Благодаря выделенным средствам в размере 124,2 млн рублей отремонтировано более 3 тыс. м², увеличено количество мест для студентов учреждения. Теперь здесь могут проживать более 230 человек (ранее было предусмотрено 193 места). Валерий Фальков и Виталий Савельев осмотрели также учебно-лабораторный корпус и территорию академии, на обустройство которых по госпрограмме «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» в 2022 году была выделена субсидия в объеме 170 млн рублей.
Открывая заседание, Виталий Савельев подчеркнул, что в рамках программы «Приоритет-2030» российскими университетами проводятся важные для транспорта исследования и разработки. Хороший пример – совместные технологические решения в области автономного судовождения и планирования транспортных систем агломераций Российского университета транспорта и Национального исследовательского ядерного университета.
«Наша страна выходит на колоссальные объемы обновления транспортной инфраструктуры, неуклонно растут грузооборот и пассажирские перевозки, оптимизируются существующие и выстраиваются новые логистические маршруты. Отрасли нужны высококвалифицированные специалисты», – отметил Министр транспорта.
Кроме того, глава транспортного ведомства обратил внимание на необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс новых программ для обучения кадров. «Мы должны быть готовы к оперированию технологиями Blockchain и Big Data, а также к применению новейших решений в области искусственного интеллекта. В будущим году наши вузы должны внедрить в образовательный процесс не менее 30 % подобных программ. Надеюсь в данном вопросе на тесное взаимодействие транспортных вузов с вузами Минобрнауки России», – заявил он.
Реализации программы «Приоритет-2030» особое внимание в ходе заседания коллегии также уделил Валерий Фальков. Программа уже позволила четырем вузам транспортного профиля получить дополнительные средства на развитие. Свой особый вклад в подготовку специалистов транспортной отрасли в этом году внесет и Севастопольское научно-исследовательское судно «Пионер-М», созданное при участии студентов в рамках программы «Приоритет-2030». Адаптация к потребностям реального сектора и практической подготовке студентов соответствует задаче совершенствования национальной системы высшего образования, которая с 2023 года апробируется в шести ведущих университетах страны.
«Вопросы, связанные с качеством высшего образования, не сводятся только к срокам подготовки и противопоставлению бакалавриата с магистратурой или специалитетом. Они направлены на то, чтобы вузы могли достаточно быстро трансформировать образовательные программы и оперативно реагировать на текущие перспективные потребности рынка труда», – сказал Валерий Фальков.
Отдельно глава Минобрнауки России рассказал о реализации Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года. Согласно концепции, к ключевым элементам транспортного образования относятся подготовка авиационного персонала, членов экипажей судов (в соответствии с международными требованиями), работников железнодорожного транспорта, проектирование и обслуживание транспортной инфраструктуры, а также проектирование, строительство, содержание и развитие сети автомобильных дорог. Подготовка таких специалистов проводится в рамках трех укрупненных групп: «Техника и технологии наземного транспорта», «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники», «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта». В 2022 году общее количество обучающихся по этим направлениям составило более 170 тыс. человек, на рынок труда выпущено более 30,7 тыс. молодых специалистов.
Продолжая обсуждение данной темы директор Административного Департамента Минтранса России Константин Пашков рассказал, что по результатам заседания президиума Правкомиссии по транспорту были сформированы предложения транспортных компаний о наполнении области образования «Транспорт» крайне востребованными сейчас специальностями и направлениями подготовки: «Организация, эксплуатация и инфраструктура железнодорожного транспорта» и «Транспортное строительство и дорожное хозяйство».
Также отмечена важность модернизации учебной, тренажерной и лабораторной базы. «При содействии Минтранса России уже в следующем году будет введен в эксплуатацию новый технический парк в университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова в Новороссийске. Сейчас идет реконструкция учебного городка и общежития в университете имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге. В Москве в Российском университете транспорта начато сооружение многофункционального кластера «Образцово». Это почти 250 тыс. м²», – отметил он.
Обращаясь к присутствующим Константин Пашков подчеркнул, что стабильно высокий конкурс в транспортные вузы является главной характеристикой востребованности в обществе. Воспитание специалистов на многовековых традициях является визитной карточкой системы. В связи с этим вопросы молодежной политики, противодействия экстремизму, патриотического воспитания, исторического просвещения играют огромную роль.
Также на заседании рассмотрены особенности подготовки кадров для отраслей транспорта. Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков заявил, что дорожное хозяйство ‒ это неотъемлемая часть транспортной инфраструктуры Российской Федерации, а задача повышения кадрового потенциала является базовой в соответствии с Транспортной стратегией до 2030 года. «Одним из ключевых шагов в этом направлении стало создание Академии дорожного хозяйства на базе Российского университета транспорта, ‒ рассказал он. ‒ Кроме того, мы провели исследование востребованности компетенций работников в дорожном хозяйстве, в том числе и компетенций будущего. Это позволит нам адаптировать образовательные программы под актуальные потребности отрасли, транслировать лучшие практики обучения, а также обеспечить параллельное развитие дорожного хозяйства и образования в этой сфере».
По словам заместителя генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Дмитрия Шаханова почти четыре года назад совместно с Минтрансом России ОАО «РЖД» утвердили отдельную программу взаимодействия с университетскими комплексами железнодорожного транспорта. За это время в развитие вузов компания вложила порядка 6 млрд рублей. «Сегодня мы подготовили предложение в проект нового постановления Правительства о целевом обучении и просим рассмотреть возможность выпускникам отработать 1 год по полученной рабочей профессии у работодателя, поскольку для полноценной работы необходимо приобретение реального опыта», – отметил он.
О взаимодействии организаций транспортного комплекса с Российской академией наук рассказал член-корреспондент РАН, проректор РУТ (МИИТ) Игорь Розенберг. Он сообщил, что для устойчивого развития транспортного комплекса и обеспечения его технологического суверенитета требуется эффективная и надежная система организационных, финансовых и производственных мер для ускоренного внедрения новейших достижений и результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в транспортно-промышленные технологии и системы управления.
В июне текущего года при поддержке Минтранса и президиума Российской академии наук был создан научный совет РАН «Окружающая среда и транспорт». «За эти несколько месяцев удалось организовать по ключевым научным направлениям взаимодействия ведущих институтов РАН с научно-образовательным комплексом Минтранса России, который сегодня включает 19 отраслевых вузов, это более 20 тысяч профессорско-преподавательского состава и более 250 тысяч студентов и аспирантов», – подчеркнул он.
Участники заседания также посетили учебно-тренировочный комплекс для подготовки специалистов в области автономного судовождения, тренажерный комплекс радиолокационной станции, средств автоматической радиолокационной прокладки, электронной картографической навигационно-информационной системы.