Опубликовано 11 Сентября 2023
Минтранс России разработал дорожную карту мероприятий по безопасному использованию средств индивидуальной мобильности
Минтранс России по поручению Правительства Российской Федерации подготовил и направил на согласование в федеральные органы исполнительной власти дорожную карту мероприятий, направленных на дополнительное нормативно-правовое регулирование развития средств индивидуальной мобильности и обеспечение безопасности дорожного движения при их использовании. Реализация данных мероприятий позволит полноценно и безопасно интегрировать СИМ в городские транспортные системы.
Поставленные дорожной картой задачи будут совместно реализовываться федеральными органами власти, а также высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Обзор последних изменений зарубежного законодательства показывает, что к решению вопроса появления нового вида транспортного средства существуют разные подходы, учитывающие особенности национальных законодательств, сложившийся уровень инфраструктуры, культурные и исторические особенности.
Например, с 1 сентября 2023 года в Париже запрещена деятельность по предоставлению в аренду электросамокатов, при этом сохранена возможность движения на частных электросамокатах. В то же время в Англии запрещено движение частных электросамокатов и разрешено использование арендных электросамокатов в многочисленных пилотных зонах. В Вене, Мадриде, Сеуле и многих других городах на электросамокатах можно передвигаться скоростью не более 25 км/ч.
Общей тенденцией является стремление поддержать индивидуальную мобильность и обеспечить безопасный режим движения электросамокатов в зависимости от развития велосипедной инфраструктуры.
С этой целью и устанавливаются ограничения на скорость движения электросамокатов в зависимости от используемой инфраструктуры.
Вступившими в силу с 1 марта 2023 года изменениями в ПДД утвержден комбинированный подход – установление приоритетов использования различной инфраструктуры и ограничений скорости и массы СИМ в зависимости от используемой инфраструктуры.
Вместе с тем принятых изменений недостаточно для урегулирования всех вопросов использования СИМ, в особенности, принадлежащих физическим лицам. Наиболее контролируемыми в данном случае являются арендные электросамокаты, позволяющие оперативно устанавливать и регулировать скорость и пути движения, места парковки и хранения.
В целях развития использования средств индивидуальной мобильности и повышения безопасности дорожного движения Минтрансом России в рамках дорожной карты предлагается внести ряд важных дополнительных изменений.
В частности, планируется установить административную ответственность лиц, использующих
для передвижения СИМ, за нарушения ПДД. Также предполагается ввести дополнительное комплексное правовое регулирование использования СИМ, предусматривающее формирование реестровой модели учета СИМ и контроля за их эксплуатацией в городских условиях.
Кроме того, будут доработаны правила движения СИМ по пешеходной инфраструктуре, введены дополнительные требования к инфраструктуре для СИМ, обеспечено ведение статистики ДТП с участием СИМ.
Отдельным направлением станет развитие микромобильности, образовательная и просветительская деятельность по правилам использования СИМ. Планируется также осуществлять сбор и анализ данных использования СИМ в субъектах.