Опубликовано 19 Июля 2023
ИМО приняла новый стратегический документ по сокращению выбросов парниковых газов с судов
С 3 по 7 июля в штаб-квартире Международной морской организации в Лондоне прошла 80-я сессия Комитета по защите морской среды.
ИМО проводит последовательную многолетнюю работу по разработке и совершенствованию международных конвенций и кодексов, направленных на предотвращение загрязнения атмосферы с судов.
В 2017 году ИМО приняла Первоначальную стратегию по сокращению выбросов в атмосферу с судов, которая установила масштаб задач для отрасли по уменьшению углеродоемкости международного судоходства в горизонте до 2030 года, а также снижение абсолютных выбросов с судов в ближайшие десятилетия с задачей на полную декарбонизацию в максимально короткие сроки до конца текущего столетия.
В соответствии с Первоначальной стратегией ИМО были разработаны меры технического и эксплуатационного характера по сокращению выбросов, которые были приняты в 2021 году поправками к Приложению VI к Конвенции МАРПОЛ.
Пересмотр Первоначальной стратегии по сокращению выбросов парниковых газов был предусмотрен в 2023 году, и, в соответствии с этим планом, в ходе 80-й сессии Комитету по защите морской среды предстояло согласовать принципиальные элементы и текст Пересмотренной стратегии в целом. Задача пересмотра – зафиксировать актуальные цели, задачи, условия по декарбонизации отрасли в ближайшие десятилетия и предполагаемый характер конкретных мер. Такой документ был подготовлен и принят в заключительный день сессии Комитета.
В результате переговоров в текст Пересмотренной стратегии не был включен жесткий срок достижения чистых нулевых выбросов от международного судоходства. Вместо этого срок был указан более гибко – в районе 2050 года, с учетом национальных особенностей государств и с промежуточными этапами сокращения выбросов к 2030-му и 2040-му году.
Дополнительно в Пересмотренную стратегию внесен ожидаемый уровень использования топлива с минимальным или нулевым содержанием парниковых газов и соответствующих технологий к 2030 году.
Также в документе уточнен перечень практических мер по сокращению выбросов с судов в горизонте 2023-2030 гг. Такие меры должны включать требования по предельному содержанию парниковых газов в топливе и рыночный механизм, направленный на содействие переходу на альтернативные виды топлива. В ближайшие годы предстоит напряженная работа по согласованию формата и параметров будущих мер, подготовки проекта поправок к Конвенции МАРПОЛ, которые могут вступить в силу в 2027 году.
Помимо принятия Пересмотренной стратегии Комитет по защите морской среды согласовал план работ по пересмотру ранее принятых мер технического и эксплуатационного характера по сокращению выбросов парниковых газов. Пересмотр должен быть завершен до конца 2026 года с учетом опыта применения требований и доступных статистических данных.
Кроме тематики реагирования на климатические изменения в ходе сессии была продолжена работа по совершенствованию требований природоохранных инструментов и соответствующих рекомендательных документов ИМО.
Были приняты поправки к Дополнению II Международной конвенции по контролю судовых балластных вод и осадков и управлению ими 2004 года (Конвенция УБВ 2004). Поправки касаются обновления формы Журнала управления балластными водами с целью снижения административной нагрузки при его заполнении.
Комитет подготовил проект поправок к Приложению VI к Конвенции МАРПОЛ с уточнением требований в отношении использования топлива с низкой температурой вспышки и поставке информации в базу данных ИМО по потребленному топливу (для расчета эксплуатационной углеродоемкости), включая соответствующие формы свидетельств и отчетности.
Продолжилась разработка востребованного в отрасли рекомендательного Руководства ИМО по управлению балластными водами сложного качества. Ввиду новизны проблематики и недостатка времени Комитет будет дорабатывать проект в межсессионный период, с задачей принять Руководство на следующей сессии в 2024 году.
Комитет приступил к комплексной работе по пересмотру Конвенции УБВ 2004 на основании опыта применения этого инструмента за прошедший пятилетний период с момента его вступления в силу. Были согласованы основные принципы работы приоритетные направления, график, предполагающий поэтапный пересмотр в 2024-2025 гг. с прицелом на принятие поправок к Конвенции не позднее 2026 года.
По другим вопросам повестки дня Комитета стоит отметить признание северо-западной части Средиземного моря особо уязвимым морским районом (ОУМР), совместно с рекомендательными мерами (снижение скорости судна в пределах ОУМР, обмен информацией между судами об обнаружении мест скопления китообразных, информирование береговых служб и Международной китобойной комиссии о случаях столкновений судов с китообразными).
Комитет установил дату вступления в силу Особого района в Красном море и Аденском заливе в соответствии с Приложениями I и V Конвенции МАРПОЛ (1 января 2025 г.). В рамках Особого района будут применяться специальные, более жесткие требования по сбросу в море нефти, нефтесодержащих вод и мусора.
На сессии Комитета также были приняты новые и пересмотренные рекомендательные руководства ИМО по различным природоохранным вопросам, включая управление балластными водами, энергоэффективность, борьба с биообрастанием, перевозка пластиковых гранул, снижение подводного шума, термическая обработка отходов на борту судов и др.