Опубликовано 21 Июня 2023
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии внутренних водных путей в стране
Президент Российской Федерации Владимир Путин провел совещание, посвящённое вопросам развития речного судоходства.
Перед совещанием глава государства посетил Северный речной вокзал Москвы и принял участие в церемонии запуска нового вида городского транспорта – речных электросудов, которые с 20 июня начинают совершать регулярные пассажирские перевозки по Москве-реке. Первый маршрут длиной более 6,5 км связывает Киевский вокзал с причалом на Шелепихинской набережной – активно строящиеся и развивающиеся районы столицы. Провозная способность составит 15–16 тыс. пассажиров в сутки.
По маршруту будут ходить восемь электросудов, названых в честь столичных рек: «Синичка», «Сетунь», «Пресня», «Филька», «Сходня», «Раменка», «Яуза» и «Неглинка». Президент поднялся на борт одного из них – «Сходни», ознакомился с оснащением пассажирского салона.
На совещании Министр транспорта Виталий Савельев доложил Владимиру Путину о развитии внутренних водных путей в стране. Глава Минтранса напомнил, что протяженность внутренних водных путей, по которым осуществляется перевозка грузов и пассажиров, составляет почти 102 тыс. км, из них 370 км являются внутренними путями регионального значения, остальные – федерального. Протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов составляет почти 51 тыс. км.
«В регионах, где имеются внутренние водные пути, создается 90 % валового внутреннего продукта и проживает 80 % населения страны. При этом 78 % водных путей являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров, – добавил он. – В 2022 году внутренним водным транспортом перевезено более 116 млн тонн грузов (+ 5 % к 2021 г.). Перевозки пассажиров превысили 9 млн человек показав рост к 2021 году на 6 %».
Важной частью общей сети внутренних водных путей является Единая глубоководная система (ЕГС), связывающая Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря, протяженность ЕГС – более 6,5 тыс. км. Ключевым фактором развития перевозок на ЕГС является устранение лимитирующих участков. Для этого Минтрансом России ведется реконструкция судоходных шлюзов № 15-16 Городецкого гидроузла на Волге в районе Нижнего Новгорода и строительство Багаевского гидроузла на реке Дон. До конца 2024 года должен быть завершен комплекс работ со строительством камеры шлюза № 15А и дноуглубительными работами на мелководных участках судоходного канала. Данные работы позволят увеличить пропускную способность гидроузла с 3,6 до 10,8 млн тонн. Второй пусковой комплекс с реконструкцией дамбы планируется завершить в 2026 году. Пропускная способность будет увеличена до 20 млн тонн.
В рамках строительства Багаевского гидроузла на Дону будет обеспечена необходимая глубина для прохода судов с осадкой 3,6 м при последующей организации одностороннего движения на отдельных участках, что позволит увеличить пропускную способность нижнего Дона с 8,6 до 27,6 млн тонн. До конца 2025 года будут достроены остальные сооружения и проведены необходимые дноуглубительные работы с полным вводом в эксплуатацию всех объектов.
Еще одним лимитирующим участком является отрезок Нижнекамского водохранилища от Воткинского гидроузла до Сарапула, протяженностью 68 км, с гарантированной глубиной судового хода 3,3 м. Здесь необходимо проведение мероприятий в целях подъема уровня Нижнекамского водохранилища для достижения гарантированной глубины для прохода судов с осадкой 3,6 м.
В целях нормативного содержания внутренних водных путей, поддержания их в рабочем состоянии, проведения ремонтных и восстановительных работ Минтранс уточняет нормативы содержания внутренних водных путей по бассейнам в целях приоритизации наиболее востребованных участков. Это позволит сформировать эффективную маршрутную сеть движения внутреннего водного транспорта, в том числе для пассажирских перевозок.
Нормативное содержание внутренних водных путей в полном объёме позволит до 2035 года устранить протяжённость лимитирующих участков на более чем 10 300 км. Также это позволит увеличить пропускную способность почти на 9,5 млн тонн и обеспечить гарантированные глубины, в том числе для прохода судов с осадкой 3,6 метра на ЕГС.
Говоря о содержании гидротехнических сооружений, Виталий Савельев подчеркнул, что на сегодняшний день на внутренних водных путях эксплуатируется 741 сооружение, имеющее комплексное назначение. С целью снижения нагрузки федерального бюджета на их содержание глава Минтранса предложил рассмотреть вопрос продления после 1 января 2025 года льготы по налогу на имущество в отношении судоходных гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности.
Отдельно Министр остановился на вопросе масштабной реконструкции гидротехнических сооружений Московского бассейна внутренних водных путей, имеющих комплексное водохозяйственное назначение, обеспечивающих водоснабжение Москвы и санитарное обводнение рек московского региона. Всего в Московском бассейне находится 238 судоходных гидротехнических сооружений, обеспечивающих непрерывное водоснабжение Москвы, Московской, Тверской, Ярославской и Рязанской областей, а также судоходство на более чем 3800 км в границах 12 регионов. Для обеспечения очередного цикла нормативного состояния гидротехнических сооружений и бесперебойного водоснабжения Москвы Минтрансом разработан план реконструкции сооружений «Канала имени Москвы».
В своем выступлении глава Министерства также предложил рассмотреть вопрос организации круглогодичной навигации на внутренних водных путях в направлении Каспий-Азов через Волго-Донской канал. Это позволит увеличить пропускную способность в Азово-Черноморском направлении. Для этого необходимо провести реконструкцию и модернизацию 19 судоходных гидротехнических сооружений и построить 4 ледокола. Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность на этом направлении не менее чем на 1,6 млн тонн в год.
Важным вопросом является создание флота для работы на внутренних водных путях. Сегодня на ВВП эксплуатируется 12 705 судов, в том числе 1289 пассажирских и более 10 тыс. грузовых судов, включая буксиры, а также свыше 1 тыс. нетранспортных судов. Потребность в строительстве нового флота до 2035 года оценивается более чем в 500 единиц. Виталий Савельев подчеркнул, что самым эффективным инструментом стимулирования отечественного судостроения является реализуемая Минпромторгом России с 2008 года программа по субсидированию кредитных ставок и лизинговых платежей при закупке судов. «Кроме того, дополнительным стимулом строительства нового флота является программа утилизационного гранта. Предоставление указанных мер господдержки судостроения необходимо продолжить», – уверен Министр.
Он также напомнил, что Минтрансом по поручение Президента страны разработан проект федерального закона, предусматривающий продление до 2037 года режима Российского международного реестра судов. «Указанный режим действует с 2012 года и позволил за первые 10 лет его применения увеличить количество судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, почти в 2,5 раза. При этом общий дедвейт флота увеличился более чем в 4,5 раза, – сказал Виталий Савельев. – Ускорение строительства транспортных судов возможно при принятии мер по обеспечению долгосрочной государственной поддержки строительства и эксплуатации в Российской Федерации гражданских речных судов».
В совещании приняли участие помощники Президента России Игорь Левитин и Максим Орешкин, заместитель Председателя Правительства – Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, Министр транспорта Виталий Савельев, глава Республики Бурятия, председатель комиссии Государственного Совета по направлению «Транспорт» Алексей Цыденов, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, Мэр Москвы Сергей Собянин, генеральный директор АО «Государственная транспортная лизинговая компания» Евгений Дитрих.
В режиме телемоста участие приняли первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов, Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов, Министр экономического развития Максим Решетников, Министр финансов Антон Силуанов, Министр энергетики Николай Шульгинов, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Игорь Щёголев, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, председатель совета директоров ООО «Водоходъ» Виктор Олерский, председатель совета директоров ООО Инфраструктурная корпорация «Аеон» Роман Троценко.
Полное видео совещания - http://kremlin.ru/events/president/news/71467/videos