Опубликовано 11 Мая 2023
Завершается подготовка федерального закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах
Основные итоги экспериментальных правовых режимов лягут в основу законодательства
На XI Петербургском международном юридическом форуме обсудили нормативно-правовое регулирование беспилотников на всех видах транспорта. Был рассмотрен опыт введения экспериментальных правовых режимов (ЭПР), текущие проекты в области роботизированных машин, судов и дронов, а также вопросы безопасности их эксплуатации.
Особенность развития беспилотного транспорта в России – это тестирование технологий и решений в рамках экспериментальных правовых режимов. Такой подход позволяет начать массовую эксплуатацию беспилотников, не дожидаясь разработки и принятия большого числа нормативных актов, одновременно прорабатывая различные бизнес-модели.
По словам заместителя Министра транспорта России Дмитрия Баканова, использование ЭПР позволило начать тестирование беспилотных решений практически на всех видах транспорта. Замминистра отдельно остановился на двух ЭПР, которые были запущены в прошлом году. Первый из них – на трассе М-11 «Нева», введенный для отработки беспилотной доставки грузов магистральными грузовиками. Как отметил замглавы Минтранса, беспилотники КАМАЗ завершили сертификацию, и в ближайшее время должна начаться их эксплуатация на трассе, соединяющей две столицы. Второй ЭПР – эксперимент, охватывающий почти 40 субъектов РФ, и в котором в том числе принимает участие «Газпромнефть-Снабжение». В рамках этого ЭПР компания недавно начала беспилотную перевозку грузов в Ямало-Ненецком автономном округе по 140-киломтеровой зимней трассе.
Дмитрий Баканов подчеркнул, что основной документ, который будет регулировать движение беспилотных автомобилей в будущем – Федеральный закон о ВАТС – находится в завершающей стадии подготовки. Основным аспектом, требующим детальной проработки, является вопрос ответственности в случае ДТП с участием беспилотного транспорта.
Сенатор Совета Федерации Артем Шейкин напомнил, что несмотря на то, что беспилотные решения действительно получают все большее распространение, важно чтобы нормативно-правовое регулирование в этой сфере не отставало от технологий. По его словам, снятие административно-правовых барьеров напрямую сопряжено с обеспечением безопасности. «Это касается и технологического суверенитета страны, и безопасной эксплуатации беспилотников, а также противодействия их противоправному использованию», – отметил сенатор.
По словам модератора сессии, директора Института общественных наук (ИОН) Президентской академии Павла Голосова, с 2021 года в России развиваются стратегические инициативы по внедрению беспилотных транспортных средств. В них задействованы и наука, и промышленность, и технологические стартапы.
В России, по состоянию на апрель текущего года, количество поставленных на учет беспилотных воздушных судов составляет уже более 78 тыс. единиц, в том числе массой более 30 кг – порядка 100 единиц. По мнению заместителя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрия Ядрова, принимая во внимание динамику развития беспилотных авиационных систем, основной задачей является их интеграция в единое воздушное пространство. «Мы планируем провести мероприятия по созданию цифровой платформы на базе «Госкорпорации по ОрВД» и создать единое окно подачи планов полётов на разрешение использования воздушного пространства, уведомления, а также выполнения полётов в зоне видимости в дневное время суток без уведомления и разрешения. Данная система начнёт работать в 2024 году», – сказал Ядров.
В своем докладе Президент Sitronics Group Николай Пожидаев остановился на теме регулирования беспилотников на воде. По его словам, в этой сфере нет сложностей, присущих воздушному и автомобильному транспорту. «Сегодня мы совместно с Минтрансом реализуем проект оснащения двух паромов – «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», связывающих Калининград с материком, автономными системами. И это первый большой коммерческий эксперимент, который имеет дальнейшее расширение. На базе этого эксперимента будет приниматься решение для тиражирования систем, например, на Северном морском пути», – поделился планами Николай Пожидаев.