Опубликовано 31 Марта 2023
Юридический комитет ИМО обсудил вопросы, связанные с тематикой автономного судоходства
С 27 по 31 марта в штаб-квартире Международной морской организации в Лондоне прошла 110-я сессия Юридического комитета Международной морской организации (ИМО), в которой приняла участие делегация Российской Федерации.
Особое внимание было уделено вопросам разработки международно-правовых рамок по эксплуатации морских автономных надводных судов (МАНС).
Юридический комитет одобрил отчет первого совещания совместной с Комитетом по безопасности на море и Комитетом по упрощению формальностей рабочей группы, созданной для решения вопросов, связанных с МАНС, являющихся общими для нескольких инструментов ИМО в ведении разных комитетов.
Для проведения комплексной работы по подготовке соответствующих поправок к конвенциям ИМО в ведении Юридического комитета, а также необходимых унифицированных интерпретаций, Комитет принял решение о разработке плана работ по тематике МАНС на ближайшие годы по аналогии с планами, которые уже разработали другие Комитеты. Предметную работу по этой теме предполагается начать на следующей сессии.
Были рассмотрены два представленных на сессию российских документа с конкретными предложениями в отношении унификации терминологии, определения роли капитана и берегового персонала, вопросов гражданской ответственности автономного судна. Документы подготовлены на основе практического опыта проведения эксперимента в Российской Федерации по использованию автономных судов.
Юридический комитет в целом положительно оценил российские предложения. В работу были приняты предложения, затрагивающие вопросы гражданской ответственности, с прицелом на детальное обсуждение на следующей сессии. Часть российских наработок также была передана в Совместную рабочую группу трех комитетов для учета в контексте решения общих вопросов для разных инструментов ИМО.
В повестку дня Юридического комитета традиционно включаются вопросы справедливого обращения с моряками. По итогам сессии было одобрено Руководство, разработанное совместно Международной морской организацией и Международной организацией труда, по рекомендуемым действиям в случае оставления моряков без помощи, с учетом применимых требований и рекомендаций Конвенции по труду в морском судоходстве 2006.
По этому вопросу Юридический комитет также продолжил разработку Руководства ИМО с рекомендациями для государств порта, флага, судовладельцев и моряков по действиям в ситуациях, когда моряки подозреваются в совершении преступлений.
Была завершена разработка рекомендательного Руководства по исковым требованиям на основании Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г. Документ призван содействовать судовладельцам, истцам и страховщикам в толковании и применении положений Конвенции.
Комитет также подготовил серию информационных буклетов с разъяснениями особенностей осуществления Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г., Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г. и Найробийской международной конвенции по удалению затонувших судов 2007 г.
Основная задача этих буклетов – предоставить в доступном формате информацию об обязательствах государств, судовладельцев, страховщиков, связанных с вопросами ответственности и компенсаций.