Опубликовано 14 Декабря 2007
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко провел заседание Совета Агентства, на котором были рассмотрены вопросы реализации закона о морских портах в РФ, определены меры по предупреждению аварий на морском транспорте, а также подведены итоги эксплуатации внутренних водных путей и гидротехнических сооружений в навигацию 2007 г.
В работе Совета приняли участие заместитель Министра транспорта Александр Мишарин, статс-секретарь-заместитель Министра транспорта Сергей Аристов, Руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Ромашов, заместитель Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Попов, директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Алексей Клявин, председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов, специалисты Минтранса России, Ространснадзора, руководители предприятий и организаций, подведомственных Росморречфлоту, представители профессиональных общественных союзов и ассоциаций, научных организаций, бизнеса.
В выступлении заместителя Министра транспорта А.Мишарина была отмечена важность вынесенных на рассмотрение Совета вопросов. По мнению А.Мишарина, в целом 2007 г. прошел позитивно для морского и речного транспорта, для работы Агентства. Удачным завершающийся год оказался и в части принятия нормативных документов и федеральных законов в области транспорта, одним из важнейших среди которых для морского транспорта является Закон о морских портах в РФ. Как подчеркнул А,Мишарин, «теперь необходимо предпринять значительные усилия для подготовки и принятия подзаконных нормативных правовых актов, которые в полной мере позволят использовать все положительные аспекты, заложенные в этом Законе».
Закон содержит ряд положений прямого действия, реализация которых является первоочередной задачей. Не менее важно, отметил А.Мишарин, что Закон о морских портах внес изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ, упразднив деление портов на морские, рыбные и специализированные, путем ведения одного понятия «морской порт». Единым хозяином определен Росморречфлот, который является органом федеральной исполнительной власти по оказанию государственных услуг и управлению госимуществом во всех портах РФ. «Таким образом, вся полнота ответственности за морские порты возложена на Росморречфлот», - подчеркнул А.Мишарин. «Закон вступил в действие и от того, как правильно и оперативно будет организовано его исполнение зависит развитие портов», - сказал замминистра. По его словам, реализация программных мероприятий и координация с законом об особых экономических зонах портового типа позволят еще более интенсивно работать в этом направлении и решить не только проблемы экспорта и импорта, но и, наконец, серьезно заявить о конкурентоспособности российской транспортной системы в части морских портов и создании портов-хабов, могущих конкурировать с портами соседних государств на Дальнем Востоке, Балтике, Черном море.
Касаясь ситуации, сложившейся в ноябре текущего года в Керченском проливе, А.Мишарин подчеркнул, что необходимо четко понимать задачи и пути решения по недопущению подобных происшествий. «Необходимо выдвинуть конкретные требования по каждой составляющей обеспечения безопасности судоходства. Их реализация должна осуществляться при абсолютном понимании того, что это касается не только Керченского пролива», - сказал он.
По словам А.Мишарина, внутреннему водному транспорту как никогда в последнее время уделялось повышенное внимание. В связи с этим, он с удовлетворением отметил, что в 2007 г. рост объема перевозок внутренним водным транспортом за 10 месяцев 2007 г. составил 18,7%. Увеличился северный завоз. По предварительным данным, объем переработки грузов в речных портах составит в целом около 220 млн. тонн, что на 13,1% больше прошлого года. На 4,6% возрос объем перевозки пассажиров, что впервые достигнуто за последние годы.
В то же время А.Мишарин обратил внимание на необходимость решения остающихся проблем, прежде всего, это - обеспечение безопасности, реконструкция и ремонт гидротехнических сооружений, повышение эффективности перевозок водным транспортом, обновление парка судов как грузовых, так и пассажирских.
Вопросы реализации Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были отражены в докладе Руководителя Росморречфлота А.Давыденко. По итогам обсуждения этого вопроса принято решение Росморречфлоту принять активное участие в разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Закона о морских портах.
А.Давыденко также проинформировал участников заседания о мерах, предпринятых Правительством РФ, Минтрансом России, Росморречфлотом и подведомственными ему структурами по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся 11 ноября 2007 г. в Керченском проливе. Он также сообщил о предложениях по усилению контроля за выполнением судами международных и национальных требований в области безопасности мореплавания и защиты морской среды, рассмотренных Межведомственной комиссией по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся 11 ноября 2007 г. в Керченском проливе, и выяснению причин аварийных случаев с судами. В частности, речь идет о введении обязательного страхования ответственности всех типов судов; передаче судов «река-море» плавания, совершающих международные рейсы, под наблюдение Российского морского регистра; переводе устьевых портов в статус морских портов; об усилении мер безопасности работы рейдовых перегрузочных комплексов.
Основные итоги эксплуатации внутренних водных путей и гидротехнических сооружений в навигацию 2007 года были освещены в докладе заместителя Руководителя Росморречфлота Анны Исаевой. Увеличение финансирования из федерального бюджета на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений в 2007 году позволило увеличить протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов на 10,6 тыс. км по сравнению с отчетом за 2006 год до уровня 43,6 тыс. км.
По данным Росстата, за 10 месяцев 2007 года объем перевозок грузов внутренним водным транспортом составил 142,9 млн. тонн. (118,7 % к аналогичному периоду 2006 года) с грузооборотом 78,7 млрд. т-км (113,0 % к аналогичному периоду 2006 года), из них во внутреннем сообщении – 123,5 млн. тонн (121,6 % к аналогичному периоду 2006 года), в заграничном – 19,4 млн. тонн (102,8 % к аналогичному периоду 2006 года).
По программе Северного завоза, по оперативным данным, за навигацию 2007 года внутренним водным транспортом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности отправлено 25,3 млн.тонн различных грузов, что составляет 107,2 % к уровню 2006 года. Объемы перевозок нефтеналивных грузов остались на уровне 2006 года и составили 2,8 млн. тонн, сухогрузов – выросли на 1,4 млн. тонн и составили 20,3 млн. тонн (107,5 % к уровню 2006 года).
По экспертной оценке, в навигацию 2007 года предприятиями внутреннего водного транспорта будет перевезено 20,5 млн. человек, что выше уровня 2006 года на 0,9 млн. человек или 104,6 %, с пассажирооборотом 844,0 млн. пасс-км (96,1% к уровню 2006 года).
По предварительным данным, объем переработки грузов в речных портах в 2007 году в целом по отрасли составит около 220 млн. тонн, в том числе в основных портах речного транспорта 170 млн. тонн, что составляет к уровню 2006 года соответственно 113,1 % и 109,6 %.
С информацией о ходе выполнения решений Совета Федерального агентства морского и речного транспорта за 2007 год и о плане работы Совета на 2008 год выступил начальник Организационно-правового управления Росморречфлота Александр Самсонов.
Пресс-служба Минтранса России