Опубликовано 17 Ноября 2022
В рамках «Транспортной недели» состоялся круглый стол по актуальным вопросам модернизации общественного и городского электрического транспорта
В третий день Транспортной недели в рамках XVI Международного форума и выставки «Транспорт России» состоялся круглый стол «Транспортные реформы в городах России – что можно считать реформой и какое место должен занимать горэлектротранспорт в транспортной системе города». Участники мероприятия обсудили программы модернизации и пути развития предприятий городского электрического транспорта в городах РФ, а также реформу общественного транспорта.
В конференции приняли участие заместитель директора Департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Роман Кильдюшкин, руководитель проектного офиса ВЭБ.РФ по городскому транспорту Александр Кондрашов, представители академического сообщества и отраслевые эксперты.
Роман Кильдюшкин подчеркнул в своем докладе, что задача развития общественного транспорта имеет особое социальное значение. Он рассказал, что в городах общественным транспортом пользуется не менее половины жителей. «Наша работа как Минтранса направлена на то, чтобы доля общественного транспорта не падала, а росла. Такой постулат закреплен в Транспортной стратегии. Предполагается увеличение доли поездок на общественном транспорте в городах с 54 до 69 % как за счет повышения качества услуг пассажирских перевозок, так и за счет их привлекательности», – отметил замдиректора.
С учетом поручений Президента России в рамках федерального проекта по развитию общественного транспорта Минтрансом совместно с заинтересованными ФОИВами сформирована единая комплексная программа модернизации общественного транспорта, включающая семь мероприятий.
На программу льготного лизинга АО «ГТЛК» до 2024 года предусмотрено порядка 10 млрд рублей, за счет которых планируется поставить 1161 транспортное средство включая городской электротранспорт. Масштабирующий данную программу инвестиционный проект АО «ГТЛК» предусматривает привлечение средств ФНБ и внебюджетных источников. Согласно проекту в регионы планируется поставить до 2024 года более 2,5 тыс. транспортных средств. На развитие инфраструктуры для городских электричек в семи агломерациях РФ ОАО «РЖД» планирует направить в рамках своей инвестпрограммы 155,4 млрд рублей. Предусмотрены как закупка подвижного состава, так строительство и реконструкция ж/д инфраструктуры. Это позволит улучшить транспортную доступность в регионах. Кроме того в федпроекте аналитически учтены мероприятия других органов власти: Минстроя («Инфраструктурное меню»), Минприроды («Чистый воздух»), Минвостокразвития («ГП «Социально-экономическое развитие ДФО»). Суммарно по этим проектам планируется поставка более 1,2 тыс. транспортных средств.
Отмечена важность комплексного развития городского электротранспорта. «Эти проекты комплексные и предусматривают как обновление подвижного состава и модернизацию инфраструктуры, так и сопутствующей прилегающей территории. В 2022 году Правительством России поддержана реализация таких проектов по модели концессии с субсидированием из федерального бюджета. Основную долю составляют внебюджетные источники. Общий объем инвестиций с учетом федеральных средств составляет более 260 млрд рублей. Субъектами совместно с Минтрансом и ВЭБ.РФ подготовлено 11 комплексных проектов, согласно которым предусмотрена поставка более 900 ТС, модернизация более 620 км путей. На эти цели из федерального бюджета уже заложено направление в 2023 – 2025 гг. более 77,5 млрд рублей», – рассказал представитель Минтранса. В целях выполнения главной задачи, а именно повышения комфортности транспортного обслуживания граждан, предусмотрено оборудование более 1 тыс. крытых остановочных павильонов с навигационными табло, оснащение трамвайных путей пешеходными ограждениями и освещением. Планируется также создание цифровых платформ управления общественным транспортом, которые будут включать в себя контроль за работой перевозчиков и учет пассажиров, информирование пассажиров и мобильное приложение.
Один из основных принципов – необходимость обеспечить качественное транспортное планирование в субъектах РФ. Все 11 проектов в обязательном порядке были рассмотрены на экспертном совете на площадке Минтранса, в рамках межведомственной рабочей группы с участием Правительства РФ, Минфина, Минэкономразвития и Минтранса и на наблюдательном совете ВЭБ.РФ. Примером реализации таких проектов стал Таганрогский трамвай – за 2 года полностью модернизированы инфраструктура и подвижной состав, поставлены 50 трамваев, построены 45 км путей и 102 остановки. Уже сейчас открыто движение по 6 маршрутам.
Накануне на заседании Совета Федерации был одобрен законопроект, предусматривающий ответственность субъектов РФ за разработку региональных транспортных планов и стандартов транспортного обслуживания населения. «Появление таких документов – важный шаг к качественному транспортному планированию. При разработке требований к региональным стандартам, которые будут утверждаться Правительством, будем учитывать имеющийся опыт реализации проектов», – заключил представитель Минтранса. В настоящее время ведется обширная работа по обновлению научно-технической документации, разрабатываются новые национальные стандарты для ГЭТ. Это позволит не только повысить экономическую эффективность транспорта, но и убрать устаревшие требования, которые мешают оперативному внедрению новых технологий.
Минтранс России совместно с заинтересованными органами власти готов в 2023 году обеспечить разработку новой программы по модернизации городского электротранспорта.
Александр Кондрашов выделил основной критерий успешного комплексного проекта – это переход к управлению мобильностью, в котором транспортное планирование соединяется с управлением дорожным движением, с обязательным учетом средств индивидуальной мобильности как участников дорожного движения. По мнению спикера, необходимо создать единую федеральную программу поддержки транспортных реформ с обязательным контролем расходования средств, внести изменения в Федеральный закон № 220 «Об организации регулярных перевозок» и при поддержке Минтруда и ФНС внедрить меры по «обелению» отрасли. Без реальной честной конкуренции на рынке перевозок невозможно выстроить правильную транспортную систему, заметил руководитель проектного офиса ВЭБ.РФ.
Спикер также добавил, что в проработке у ВЭБ.РФ находятся 5 троллейбусных проектов, которые будут реализованы с помощью инструмента инфраструктурных облигаций.
Директор Академии ИТС Российского университета транспорта Екатерина Брязгина рассказала, что Академия занимается рядом задач научной, методологической, просветительской направленности, связанных с транспортным планированием. В структуре Академии создан центр развития городских транспортных систем. Для решения возникающих задач Академия организует новые образовательные программы, в том числе для восполнения недостатка квалифицированных кадров в регионах, необходимых для планирования и проведения транспортной реформы. На сегодняшний день реализуются программы ДПО, в ближайшем будущем откроются программы ВО.
Участники дискуссии отметили важность устранения излишнего дублирования маршрутов, правильной организации движения, администрирования приоритетных условий, в том числе выделенных полос, контроля скорости движения при проведении транспортной реформы. Необходимо выстраивать систему взаимоотношений между властью, перевозчиками и гражданами и применять пассажироцентричный подход. Были высказаны предложения о создании единого консолидированного органа управления реформой, переформатировании мер поддержки в зависимости от целей региона и пожелания расширить охват мероприятий, дав возможность городам-миллионникам войти в единую комплексную программу.