Опубликовано 17 Ноября 2022
В рамках форума «Транспорт России» прошла пленарная дискуссия «Международное транспортное сотрудничество-2022. Новые направления, тренды, результаты»
В мероприятии приняли участие заместитель Министра транспорта РФ Дмитрий Баканов, Министр транспорта и коммуникаций Республики Союз Мьянма Адмирал Тин Аун Сан, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов, член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбек Кожошев, помощник председателя ЕЭК Максим Галл, первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов, президент Фонда «Центр стратегических разработок» Владислав Онищенко и председатель Совета директоров транспортной группы FESCO Андрей Северилов. Кроме того, в режиме телемоста к дискуссии присоединились статс-секретарь – заместитель Министра транспорта РФ Дмитрий Зверев и заместитель Министра цифрового развития и транспорта Азербайджанской Республики Рахман Гумматов. Модератором дискуссии выступил Генеральный секретарь Координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП) Геннадий Бессонов.
Обращаясь к присутствующим Дмитрий Зверев подчеркнул, что любые препятствия – это новые возможности. Сейчас важно развивать сквозные логистические сервисы на основных международных коридорах. По его словам, дружественным странам необходимо модернизировать транспортную инфраструктуру, внедрять режимы, упрощающие осуществление транзитных перевозок, а также совместно администрировать маршруты транспортных коридоров.
В свою очередь Рахман Гумматов отметил, что намечается подписание соглашения о синхронизированном развитии пунктов пропуска на границе России и Азербайджана. «Это нам даст в будущем возможность синхронно и в согласованном порядке развивать наши пограничные переходы. Ведь у нас большие планы до 2030 года не только по двусторонним перевозкам, но и по транзитным, которые мы рассчитываем увеличить до 15 млн тонн. Это, конечно же, требует серьезного подхода, в том числе в сфере технологических решений», – сообщил он.
Владислав Онищенко проинформировал, что в настоящее время продолжается тренд на цифровизацию. Большой упор будет сделан как на автоматизированные системы передачи данных, так и ускорение информационного обмена. В торговых отношениях кроме обмена электронными данными важно еще сопровождение грузов. Поэтому сейчас осуществляется применение электронных навигационных пломб для отслеживания перевозок. Необходимо также использовать новые транспортные каналы, развивать вспомогательные международные финансовые сервисы и сервисы страхования, переходить на расчет в национальных валютах.
Более подробно об использовании электронных навигационных пломб при пересечении государственных границ рассказал Дмитрий Баканов. «Если есть доверенная сторона, которая занимается сборкой для грузоотправителя и есть уверенность в сохранности грузов при транспортировке, то к нему должно быть применено меньше проверочных контрольных процедур. Данная технология стартовала 3 года назад, когда мы осуществляли транзит из Запада в третьи страны. Сейчас мы переориентируем эти технологии на параллельный импорт с юга», – сообщил он. – Мы также занимаемся переводом товаросопроводительных документов в электронный вид. Количество бумаги, которое оформляется на грузы, замедляет процесс всех взаимодействий. В России в сентябре этого года вступил в силу Федеральный закон, который позволяет транспортную накладную оформить в электронном виде. В 2023 году мы даем участникам рынка поработать на условиях добровольного использования данной системы, а с 2024 года начнем вводить отраслевой императив».
Заместитель министра уведомил о создании интеллектуального пункта пропуска через госграницу. Данная система позволит государственным органам, задействованным в работе погранпунктов, максимально быстро и бесшовно производить информационный обмен по всем процессам. До конца этого года один из элементов интеллектуального пункта пропуска будет реализован. Это электронная очередь при пересечении госграницы, которая позволит оптимизировать основные транспортные потоки.
Максим Галл проинформировал о проекте, который реализуется ЕЭК –формирование «витрин» национальных сервисов экосистем цифровых транспортных коридоров. Он объединяет в себе синхронизацию форматов, внедрение цифровых сервисов, предоставление возможности публикации этих сервисов для доступа и формирования единой цифровой логистической среды для всех участников процесса перевозки.
О проекте «Евразийский Агроэкспресс» подробно рассказал Арзыбек Кожошев. Проект направлен на развитие экспорта сельскохозяйственной продукции производителей государств – членов ЕАЭС в Китай, Узбекистан, Иран и другие страны Юго-Восточной и Центральной Азии с использованием интеграционной составляющей на маршрутах.
По словам Руслана Давыдова цифровизация важна для ускорения и упрощения таможенных процедур. «Более трети всех деклараций на товары у нас выпускается полностью в автоматическом виде, без участия должностных лиц таможни. Это не только позволяет нам маневрировать ресурсами, но и серьезно ускоряет процесс», – добавил он.
Сергей Павлов заявил, что сейчас происходит глобальная трансформация всего перевозочного процесса. И ОАО «РЖД» принимает активное участие в формировании новых маршрутов, коридоров.
Переориентация грузопотоков произошла на 3 основных направления: восточное, через Азово-Черноморский бассейн, коридор «Север-Юг». На каждое направление разработаны дорожные карты, где определен четкий порядок, график и меры, которые необходимо предпринять для того, чтобы увеличивать грузопотоки.
Адмирал Тин Аун Сан призвал российских партнеров развивать транспортный коридор «Север-Юг», который связывает страны-члены АСЕАН и Россию. Эффективные логистические цепочки будут способствовать экономическому развитию стран.