Опубликовано 31 Октября 2022
Виталий Савельев рассказал сенаторам Совета Федерации о работе по развитию транспортно-логистических коридоров
Сегодня под руководством Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в верхней палате Парламента состоялся «Открытый диалог» с Министром транспорта Виталием Савельевым. Обсуждались перспективы создания транспортно-логистических коридоров для обеспечения логистики грузов, повышение пропускной способности транспортной инфраструктуры для переориентации транспортных потоков, меры по развитию транспортной системы в целях обеспечения экономической устойчивости российских субъектов.
Как отметила в своем выступлении Валентина Матвиенко, в условиях санкционного давления на Россию транспортный комплекс выступает одним из ключевых факторов сохранения экономической стабильности, дальнейшего развития страны. «Перед отраслью стоит целый ряд стратегических масштабных задач: это и развитие международных транспортных коридоров, Восточного полигона РЖД, коридора «Север-Юг» и других, переориентация логистических цепочек на восток, а также развитие инфраструктуры приграничных пунктов пропуска и дополнительных подъездных путей», – сказала Председатель Совета Федерации.
Как отметил в своем выступлении Виталий Савельев, после введения санкционных ограничений крупнейшие западные линии и логистические сервисы покинули Россию, тем самым создав уникальные возможности для российских перевозчиков и транспортных холдингов, осуществляющих мультимодальные перевозки. «По истечении восьми месяцев с начала введения основных пакетов санкций мы видим активное формирование новых контуров цепочек поставок в российской экономике в рамках транспортно-логистических коридоров в восточном и южном направлениях, – подчеркнул он. – Несмотря на санкции, транспортная система нашей страны продолжает свою работу – своевременные решения, принятые Президентом страны и Правительством, позволили не допустить кризисных ситуаций в отрасли перевозок. Мы обеспечили устойчивый «морской мост» с Калининградской областью, сохранили загрузку транспортных мощностей, смогли перенастроить движение товарных потоков».
В частности, Министр отметил сохранение объема грузооборота морских портов на уровне прошлого года. На железной дороге растет погрузка несырьевых грузов через порты Дальнего Востока. По итогам 9 месяцев 2022 года перевалка контейнеров в портах ДФО увеличилась почти на 7 %.
Оперативным штабом Минтранса по обеспечению устойчивой логистики пассажиров и грузов с марта по конец октября рассмотрено более 3300 обращений, одновременно организована работа штабов в регионах, налажено оперативное взаимодействие для решения логистических проблем.
Работу по развитию транспортно-логистических коридоров Минтранс ведет совместно с Минэкономразвития уже более двух лет. «Сейчас мы её продолжаем на площадке Правительства, где рассматриваем три ключевых коридора – это международный транспортный коридор «Север-Юг», коридоры в Азово-Черноморском бассейне и коридоры в Восточных направлениях», – уточнил Виталий Савельев.
За прошлый год по коридору «Север-Юг» (проходит от центральных регионов России, Юга, Поволжья и Урала до портов Ирана на берегу Персидского залива) прошло порядка 15 млн тонн грузов. Обеспечены финансированием мероприятия по проектированию и реконструкции автомобильных пунктов пропуска Ново-Филя и Тагиркент-Казмаляр на российско-азербайджанской границе. Также завершается реконструкция пункта пропуска Яраг-Казмаляр.
В части автодорожной инфраструктуры предусмотрено строительство обходов Махачкалы, Дербента, Астрахани, Хасавюрта. Для повышения качества железнодорожного сообщения планируется реконструировать пункт пропуска Дербент – его провозная способность составит 15 млн тонн после ввода в эксплуатацию в 2026 году. Кроме того, начались дноуглубительные работы в Волго-Каспийском морском судоходном канале. Цель – обеспечить габариты судового хода для пропуска судов с осадкой до 4,5 м. Завершение работ здесь планируется в следующем году.
В рамках развития Азово-Черноморского направления планируется расшивка железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам. «Мы уже достигли провозной способности в 125 млн тонн. Запланированы работы по развитию терминальной инфраструктуры в портах. Знаем, что наши транспортные компании активно развивают данное направление. Из портов региона запущены новые сервисы в Индию, на Ближний Восток. В рамках компетенций мы содействуем нашим компаниям в развитии инфраструктуры для организации перевозок», – сказал Министр транспорта.
Основными артериями Восточного коридора в направлении Китая являются Транссиб и БАМ. На сегодняшний день роль Восточного направления значительно возрастает, поскольку именно оно обеспечивает грузопоток России с Китаем и выход в Дальневосточный бассейн. Ведется работа по увеличению совокупной провозной способности магистралей до 180 млн тонн к 2024 году.
Как уточнил Виталий Савельев, до конца 2027 года за счет средств федерального бюджета планируется реконструировать и обеспечить техническое перевооружение 84 пунктов пропуска. «Только в 2022 году запланировано более 65 мероприятий по обустройству пунктов пропуска. Для сравнения – с 2017 по 2021 год в пунктах пропуска проведено всего 64 мероприятия по ремонту, оснащению, строительству и реконструкции», – подчеркнул Министр.
Глава Минтранса акцентировал внимание на важности работы с 4 новыми регионами. «В новых субъектах расположены крупные добывающие, производственные и сельскохозяйственные предприятия, производящие десятки миллионов тонн продукции, которая станет дополнительной грузовой базой для транспортной инфраструктуры Российской Федерации, – сказал Виталий Савельев. – Перед нами стоит большая задача по анализу изменений в движении грузов и пассажиров с учетом необходимости развития экономики и повышения качества жизни людей на этих территориях. Имеющаяся и будущая инфраструктура новых субъектов создаст новые возможности для развития транспортных связей на юге страны».