Опубликовано 5 Сентября 2022
Вице-премьер Дагестана – о приоритетах в развитии транспортного комплекса региона
Вице-премьер по вопросам промышленности, цифровизации и развития транспорта и дорожного хозяйства Дагестана Ризван Газимагомедов в интервью информационно-аналитическому журналу и порталу «Интеллектуальные транспортные системы России» поделился своим видением того, как перестраиваются транспортно-логистические цепочки республики и как меняется транспортная система Дагестана благодаря внедрению современных технологий.
Ризван Казимович, у республики сейчас два крупных инфраструктурных проекта: строительство нового терминала международного аэропорта и реконструкция порта. Каковы шансы Дагестана превратиться в один из ключевых транспортно-логистических хабов?
– Сейчас западное направление практически закрылось, и все поняли, что надо срочно усиливать старые-новые коридоры (МТК «Север - Юг»). У Дагестана в этом плане возможности уникальные: мы можем проводить через республику все виды транспортно-логистических международных сообщений. Аэропорт – объект крайне важный. В прошлом году у нас побывало 1,2 млн туристов, в этом году только на 1 августа уже до 1,5 млн. Аэропорт работает на пределе возможностей своей инфраструктуры, необходим второй этап реконструкции. Самое главное в этом проекте – строительство второй взлетной-посадочной полосы (3200 х 45 м.). Это собственность федерального значения, поэтому и деньги здесь должны быть федеральные, а реконструкция оценивается в 10,8 млрд рублей. Поручения главы государства, вице-премьера РФ обязывают до 2025 года этот проект осуществить.
Что касается махачкалинского порта, то в нем крайне заинтересованы иранцы, у них уже большой опыт модернизации пяти крупнейших портов на севере своей страны и увеличения логистических объемов в 25 раз. Через Дагестан им работать крайне выгодно. На Каспии функционируют три российских порта (Махачкала, Астрахань, Оля) – это мало, нужно строить еще, в том числе в Дагестане. В Махачкале есть смысл развивать контейнерные перевозки, запускать железнодорожные и автомобильные паромы, настраивать логистическую систему, строить мультимодальный ТЛК и не один. Чуть дальше в проектах – судостроение и пароходство.
– Махачкале как хабу федерального значения необходима качественная дорожная инфраструктура. Дагестан в десятке регионов по плотности дорог с твердым покрытием, 80% дорог здесь в нормативном состоянии, но достаточно ли этого?
– Существующей инфраструктуры явно недостаточно с нашими планами на развитие. Общий грузопоток у нас должен увеличиться на 10 млн тонн – до 22. Чтобы дагестанские дороги могли такой поток пропустить, необходимо реконструировать и модернизировать всю транспортную систему, построить новые магистрали в обход Махачкалы, Хасавюрта и Дербента. Затраты на это, конечно, огромные – порядка 170 млрд рублей. Кроме этого, пункты пропуска на границе после модернизации увеличат пропускную способность в два раза, смогут пропускать 600 большегрузов и 600 малых машин в сутки. Планируем еще разгрузить дороги для фур и создать перехватывающие площади временного прибывания. Автомобильные дороги у Правительства Дагестана сейчас в приоритете: через участки дорог Р-217 (Махачкалинскую, Дербентскую агломерацию) проходит более 20 000 машин за сутки, эти участки загружены максимально.
– Дагестан в 2021 году получил федеральную субсидию на внедрение интеллектуальной транспортной системы. Уже заметно, что в регионе снижается число аварий со смертельным исходом. Связываете ли это с внедрением ИТС и как оцениваете промежуточные результаты проекта?
– Внедрением интеллектуальной транспортной системы мы занимаемся поэтапно в рамках стратегии цифровой трансформации республики, пока что на территории Махачкалинской агломерации. Установили уже порядка 50 дорожных видеокамер, почти 200 транспортных и пешеходных светофоров, стратегические и тактические детекторы. Фактически, благодаря ИТС, мы посмотрели в целом на то, как обстоят дела в транспортной отрасли: проанализировали ситуацию на дорогах, оценили направление потоков дорожного трафика, обнаружили места скопления транспорта, нашли причины пробок и решения некоторых транспортных проблем. Могу сказать, что работа была очень активная – создали центр управления дорожным движением, центр обработки данных, внедрили необходимые модули и подсистемы для того, чтобы вся эта система комплексно и эффективно работала. Результаты тоже уже видны. Например, удалось запустить «зеленую волну» на центральных улицах города: за счет этого мы увеличили пропускную способность проспектов Петра I, Расула Гамзатова и улицы Ярагского на 12-14%. Это не только более безопасное дорожное движение для жителей, но и снижение расхода топлива и выбросов вредных веществ в окружающую среду благодаря более плавному движению потока транспорта без разгонов и торможений. Теперь важно расширить внедрение ИТС, подключить к ней другие улицы, чтобы в режиме реального времени перенаправлять потоки с загруженных улиц на более свободные и оперативно реагировать на аварийные ситуации. Плюс предстоит решить вопрос с хаотичными парковками в городе и обеспечить приоритетный проезд общественному транспорту.
– Учитывая приоритет федеральных трасс, не стоит ли расширить зону внедрения ИТС на эти магистрали для снижения количества ДТП?
– В Дагестане главная причина аварий со смертельным исходом – превышение скоростного режима и выезд на встречную полосу. В этом плане внедрение интеллектуальных транспортных систем, установка комплексов фотовидеофиксации и неотвратимость наказания за нарушение дисциплинирует. Насколько мне известно, даже эксперты спорят о том, какую транспортную инфраструктуру цифровизировать в первую очередь: внутри городских агломераций или на скоростных трассах за пределами города. Пока остановились на том, что для безопасности и контроля скоростного режима именно на трассах достаточно комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Что касается ИТС, то второй этап внедрения мы завершаем в этом году, в следующем нам предстоит третий этап. Будем дальше модернизировать светофоры, подключать транспортное прогнозирование и моделирование – в частности, создадим транспортную цифровую модель всей нашей агломерации. После Махачкалы мы планируем расширить проект по внедрению ИТС на Каспийск, Дербент и Хасавюрт. Рассчитываем на то, что цифровизация транспортной отрасли поможет снизить аварийность и смертность в ДТП. В городах мы хотим такую статистику полностью свести к нулю. Дагестан сейчас один из лидеров по принимаемым мерам в части безопасности дорожного движения по всему Кавказу, но мы хотим приблизиться к более высоким стандартам всей Российской Федерации.