Опубликовано 1 Июля 2022
В Российском университете транспорта прошло итоговое заседание коллегии Минтранса России
Сегодня на площадке главного отраслевого ВУЗа страны – Российского университета транспорта состоялось итоговое заседание коллегии Министерства транспорта РФ. Заседание провел Министр транспорта Виталий Савельев. Участие в коллегии приняли помощник Президента России Игорь Левитин, специальный представитель Президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов, заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, Министр экономического развития Максим Решетников, председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичёв, главы субъектов РФ, руководители предприятий транспортной отрасли.
Перед началом заседания Андрей Белоусов и Виталий Савельев вручили государственные и ведомственные награды работникам транспортного комплекса.
Виталий Савельев выступил с докладом «О результатах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за 2021 год, целях и задачах на 2022 год, плановый период до 2024 года».
Андрей Белоусов в своем выступлении рассказал о задачах, которые стоят перед транспортной отраслью и которые должны найти отражение при актуализации Транспортной стратегии. Работа по выстраиванию новых транспортно-логистических коридоров в соответствии с поручением Президента должна быть полностью завершена к 1 сентября этого года. «Министерством транспорта совместно с отраслевыми ведомствами определена грузовая база. Ведется работа по определению узких мест и выстраиванию дорожных карт», – сказал Андрей Белоусов.
Говоря о повышении эффективности функционирования железнодорожного транспорта, первый вице-премьер отметил, что к концу года в Восточном направлении должна быть обеспечена пропускная способность в объеме 158 млн тонн. Ключевым приоритетом является выполнение инвестиционной программы РЖД. «В 2024 году предусмотрено завершение строительства Багаевского гидроузла и дополнительной камеры шлюза Городецкого гидроузла с судоходным каналом. Оба проекта позволят увеличить пропускную способность внутренних водных путей на 35 млн тонн в год», – подчеркнул Андрей Белоусов.
Также первый вице-премьер упомянул о необходимости выстраивания новой модели грузовых автоперевозок в сообщении со странами-членами Евросоюза. Будет продолжена реализация программ по стимулированию обновления подвижного состава общественного транспорта. «Эти программы предусматривают выход на маршруты более пяти тысяч единиц новой техники до 2024-го года на общую сумму более 270 млрд рублей. Обновление коснется около десяти процентов действующего парка общественного транспорта старше 10 лет», – подчеркнул он.
В свою очередь Марат Хуснуллин отметил, что 2021 год был особо успешным в области транспортного строительства. Благодаря беспрецедентному объему финансирования, полученному при поддержке Президента и Председателя Правительства, были на 43% превышены объемы ремонта автомобильной и дорожной инфраструктуры. 163 млн м² асфальта уложили на федеральных, региональных и местных автодорогах.
Вице-премьер отметил роль Транспортной стратегии, благодаря которой появилась пятилетняя программа дорожного строительства, утвержденная Президентом. «Новая задача в рамках этой пятилетки – привести в нормативное состояние не менее 85% всей опорной сети автодорог страны, а это 138 тыс. км дорог», – сказал Марат Хуснуллин.
Благодаря своевременным законодательным решениям обеспечено ускоренное финансирование и строительство трассы М-12. «Это тоже невидимая, но огромная работа Минтранса, Минфина, Правительства, которая позволила достичь таких результатов», – сказал вице-премьер.
Марат Хуснуллин упомянул проект Московского транспортного узла, отметив, что он является проектом мирового уровня, в настоящее время обеспечивая перевозку около 1 млрд пассажиров. Вице-премьер призвал Минтранс поставить в приоритет качество строительства дорог, оперативно решать задачи импортозамещения, в том числе строительно-дорожной техники, и принять отдельную антикризисную программу по транспорту.
Сергей Иванов отметил важность развития не только МТК «Север-Юг», но и других транспортных коридоров: «Это жизненно важно. Если мы получим полномасштабный выход через морские и ж/д пути в Персидский залив, мы получим выход в любую точку мира». Также он рассказал о перспективах круглогодичного использования Северного морского пути: «Если мы разовьем восточный участок СМП, наиболее сложный в плане ледовой обстановки, это, конечно, сильно изменит картину и поможет Восточному полигону, который тоже требует расширения».
Спецпредставитель Президента отметил также важность развития региональных аэропортов Дальнего Востока: «Петропавловск-Камчатский, Анадырь – все основные федеральные опорные аэропорты Дальнего Востока приведены в порядок. Региональные же аэропорты остро нуждаются в очень серьезных инвестициях – от Чукотки до п-ва Шикотан, до Командорских островов, – везде, где живут наши люди».
Как отметил Максим Решетников, Правительство понимает значимость транспортной отрасли для экономики страны и готово выделять серьезные финансовые средства не только на стройку, но и непосредственно на работу транспортного комплекса. «В Правительстве сейчас проводится серия стратегических совещаний, которая должна завершиться к осени», – сказал он.
Основной задачей сейчас является построение нового транспортно-экономического баланса всей экономики, который будет построен на обновленном балансе внешней торговли, изменении структуры экономики, внутреннего спроса. «Один из самых сложных системных вопросов, который мы с министром транспорта обсуждаем – это стратегия развития транспорта в новых условиях», – сказал Максим Решетников. Он отметил, что проделана большая работа по взаимоувязке грузовой базы и грузовых потоков, удалось создать серьезный фундамент для обобщения транспортно-экономических вопросов.
Статс-секретарь – заместитель Министра транспорта Дмитрий Зверев рассказал об итогах законопроектной деятельности Минтранса за 2021 год, а также планах на 2022 год. В прошлом году принято 20 федеральных законов в сфере транспорта. Благодаря совместной работе Минтранса с Палатами Федерального Собрания был принят важнейший закон о внедрении электронного документооборота при перевозках грузов автомобильным транспортом. Отдельно отмечен блок законов, регламентирующих вопросы удаления имущества, затонувшего во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне РФ, в том числе с обеспечением ответственности за удаление затонувших судов.
Принятые изменения в Воздушный Кодекс расширили применение беспилотных гражданских воздушных судов. Также законодательно урегулированы отношения по созданию объектов инфраструктуры морских портов. Особо значимым является Федеральный закон № 26-ФЗ, запретивший высадку из общественного транспорта безбилетных пассажиров в возрасте до шестнадцати лет.
Всего в 2021 году принято 203 акта Правительства и 178 ведомственных актов Минтранса, зарегистрированных Минюстом. В рамках реформы разрешительной деятельности Минтрансом проанализировано более 100 нормативных правовых актов, регламентирующих виды разрешительной деятельности.
В 2021 году приняты решения Президента и Правительства о подписании 14 международных договоров – в области транспортной безопасности, безопасности полетов, автомобильного сообщения, развития международных транспортных коридоров. Уже подписаны и успешно реализуются 8 международных договоров. В апреле 2022 года подписано Соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок, к концу года планируется завершить процедуры по его ратификации.
План законопроектной деятельности Минтранса на 2022 год содержит 62 законопроекта. Особое значение приобретают нормативные правовые акты, направленные на противодействие санкционному давлению. С марта по июнь 2022 года принято 35 актов, направленных на обеспечение транспортной доступности населения и поддержку организаций транспортного комплекса в условиях существующего санкций: 2 федеральных закона, 30 актов Правительства РФ и 3 акта Минтранса России.
В работе Министерства находятся законопроекты об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также об урегулировании вопросов комплексного транспортного обслуживания населения. Также отмечен проект федерального закона об автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, разработанный для устранения разрозненности отраслевых правовых норм в данной области. Особую актуальность приобретают законопроекты, направленные на регулирование эксплуатации беспилотных транспортных средств.
Дмитрий Зверев отметил, что сейчас в Правительстве на рассмотрении находится 5 законопроектов в области транспорта, в Государственной Думе рассматриваются 34 законопроекта. До конца года Минтранс планирует обеспечить внесение в Госдуму еще 8 законопроектов, в том числе законопроекта об изменении Воздушного кодекса, в части нового регулирования в сфере безопасности полетов.