Опубликовано 18 Ноября 2021
В рамках «Транспортной недели» состоялась дискуссия на тему городской мобильности в пандемию
17 ноября на площадке XV Международного форума и выставки «Транспорт России» прошла панельная дискуссия «Пандемия COVID-19 − новый вызов городской мобильности». В мероприятии приняли участие генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Николай Асаул, начальник Петербургского метрополитена Евгений Козин, начальник центра организации скоростного и высокоскоростного сообщения ОАО «РЖД» Дмитрий Катцын, директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей Бакирей, руководитель проектов транспортной инфраструктуры Фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров. Модератором встречи выступил руководитель экспертной группы по туризму, транспорту и логистике в EEMA (Россия, СНГ, Турция, Ближний Восток и страны Африки) Вадим Покотило.
Участники встречи обсудили влияние пандемии на городской транспорт, инновации, которые удалось внедрить городским операторам за время пандемии, а также планы на перспективу.
«Транспортная стратегия − это то, что будет формализовано до конца текущего года. Это тот документ, который принципиально отличается от того, что мы имеем в настоящее время. Ранее ни в одном из документов подобного уровня не содержался так подробно описанный блок, связанный с городским транспортом, с пассажирским транспортом, − отметил в своем выступлении Алексей Бакирей, − Мобильность лежит в основе, в качестве одного из приоритетов, обозначенных транспортной стратегией. Я исхожу из того, что все меры, предусмотренные стратегией, должны способствовать повышению мобильности и в городском измерении тоже. Это приоритет развития транспорта общего пользования, стимулирование перехода от использования личных автомобилей, индивидуального транспорта к общественному».
Николай Асаул рассказал о положительном опыте, полученном ГУП «Мосгортранс» за время пандемии, который можно было бы сохранить и в будущем. «Мы полностью отказались от наличной оплаты. Использовали эту меру, как антипандемийную, но нам так понравилось, что мы решили в общем назад и не возвращаться к наличным деньгам. Это не только и вирусные последствия, но и огромное количество других преимуществ, у нас самые современные формы оплаты, − сообщил он. − Сейчас доступ пассажиров во все двери осуществляется безтурникетно, а валидаторы принимают и банковские карты, и карты «Тройка», как наиболее удобный инструмент».
«Очень интересен опыт оплаты по биометрии. Вы знаете, масштабный ввод этой системы состоялся уже в московской подземке. И мы не намерены отставать, сейчас уже тестируем технологии с тем, чтобы и в наземном транспорте осуществлять оплату по изображению», − добавил он.
Сейчас московский городской транспорт восстановился на 73% к допандемийному уровню. При этом объемы транспортной работы в самые суровые ограничения не были сокращены, соблюдается расписание, маршруты. Это, в свою очередь, способствует нераспространению вируса, поскольку количество людей стало меньше, при этом поток автобусов остался такой же, соответственно, увеличивается социальная дистанция.
Коллега Николая Асаула из Санкт-Петербурга Евгений Козин рассказал об инновациях в городском метрополитене. «Что касается Петербурга, хочу вам такую статистику короткую привести: в 2020 году количество перевозок у нас снизилось на 35% по отношению к обычному уровню. Сегодня у нас темпы восстановления перевозки, на мой взгляд, крайне малы, то есть сейчас мы возим на 21% меньше по отношению к 2019 году. Поэтому на фоне отсутствия восстановленного пассажиропотока речь идет о недополученных в 2020 году доходах в размере примерно 7,5 млрд рублей».
Центром стратегического развития и Петербургским метрополитеном совместными усилиями разработана методология, как документ, в рамках которого создается стратегия на 2020-2035 годы для петербургской подземки. Основные приоритеты этой стратегии − безопасность перевозок, клиентоориентированность, эффективность работы предприятия, развитие персонала и социальная ответственность. «Что касается реализованных проектов, то, наверное, вы слышали о большом проекте- закупке подвижного состава для петербургского метрополитена, это 950 вагонов, и в рамках различных схем закупки мы сейчас с комитетом по транспорту отработали техническое задание», − добавил Евгений Козин.
Кирилл Жанайдаров также отметил инновационные изменения, произошедшие в результате пандемии. «Очень сильно развиваются беспилотные технологии, они внедряются не только на личных машинах, это касается и общественного транспорта. Все мы знаем, что Москва уже активно работает в формате проекта беспилотного трамвая. То есть уже вопрос беспилотного трамвая достаточно очевидный, скорее всего в городе это уже в ближайшее время появится. Также есть вопросы, связанные с электротранспортом, который активно развивается в городе».