Опубликовано 16 Ноября 2021
На «Транспортной неделе» обсудили подготовку к кругосветному плаванию парусного учебного судна «Мир»
Сегодня на полях XV Международного форума и выставки «Транспорт России» прошла конференция «Кругосветное плавание парусного учебного судна «Мир» в 2022-2023 годах». В мероприятии приняли участие заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов, исполнительный директор Ассоциации возрождения морских традиций учебных парусников Алексей Николаев, заместитель директора фонда Росконгресс, директор Восточного экономического форума Игорь Павлов, заместитель генерального директора по флоту ФГУП «Росморпорт» Василий Стругов. Модератором встречи выступил руководитель проектного офиса ФГУП «Росморпорт» по подготовке и проведению кругосветного плавания ПУС «Мир» Евгений Берков.
Целью кругосветного плавания является продвижение деятельности по экологическому развитию страны, популяризация ее туристического потенциала, сферы морского образования, юношеского спорта и молодежного движения. Экспедиция станет символом мира, послужит укреплению добрососедских отношений между странами, напомнит о важности морских традиций.
Инициатором проведения кругосветного плавания выступило Министерство транспорта РФ в ноябре 2020 года. Эта идея была поддержана Президентом России. Кругосветное плавание должно стать частью программы подготовки параллельного мероприятия по празднованию в России Всемирного дня моря в 2023 году. Старт экспедиции запланирован на июнь 2022 года в дни проведения Петербургского международного экономического форума из исторической лесной гавани Кронштадта. Экспедиция будет также посвящена 350-летию Петра Великого – первого императора России, основателя российского флота и города Санкт-Петербург. Финиш экспедиции в июне 2023 года также станет частью официальной программы Петербургского международного экономического форума, будет посвящен 78-ой годовщине Победы в Великой отечественной войне и 320-летию со дня основания Санкт-Петербурга.
Минтрансом России был сформирован оргкомитет, который возглавил министр транспорта Виталий Савельев и исполком, который поручено возглавить Константину Анисимову. В подготовке к кругосветному плаванию участвуют ФГУП «Росморпорт», фонд «Росконгресс», ассоциация возрождения морских традиций учебных парусников. Поддержку проекту оказывает ряд федеральных органов исполнительной власти: МИД, Минприроды, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Минобороны, Россотрудничество, и другие. Вузы системы Росморречфлота готовят специальные программы плавательных практик на период кругосветного плавания. Координацией со стороны вузов выступает государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, для которого парусник «Мир» является родным, на котором его курсанты всегда проходят практику.
«Для того, чтобы объединить все мероприятия, которые будут проведены, мы разработали три основных сквозных трека, которые начнутся со старта международного плавания. Первый трек – это Арктика, с учетом того, что парусник «Мир» пройдет вдоль всего арктического и дальневосточного побережья России. Второй трек – экология, потому что по сути мы говорим о том, что у нас много вопросов, которые связаны как с сохранением, сбережением, так и с развитием тех возможностей, которые связаны с экологией. Третий трек – знание. Здесь будет достаточно много мероприятий, которые будут проводиться в том числе и онлайн. Это молодежная программа, потому что по сути весь экипаж парусника – это условно российский молодежный десант. И цифровая программа – это по сути то новое, что мы хотим внести в проект. Данная платформа разрабатывается и основной ее посыл для всех участников заключается в возможности поприсутствовать из любой точки мира в момент проведения каких-либо мероприятий, поприсутствовать на борту парусника «Мир», в том числе и на борту цифрового парусника, который также будет разработан и изготовлен. Сейчас все мероприятия сводятся в единую дорожную карту, которая к концу года будет сформирована окончательно и представлена на рассмотрение и утверждение оргкомитету», – подчеркнул в своем выступлении Алексей Николаев.
Об организации плавательной практики курсантов учебных заведений морской отрасли в ходе кругосветного плавания в своем выступлении рассказал Сергей Барышников. В предстоящем кругосветном плавании ПУС «Мир» выделены 4 основных этапа. На каждый из них будут направляться новые группы практикантов и руководителей практики. Продолжительность каждого этапа в 3-4 месяца является оптимальной для планирования образовательной деятельности, поддержания здоровья обучающихся, выполнения задач полного объема практической подготовки.
Прорабатывается вопрос доставки практикантов и руководителей практики, а также участников кругосветного плавания к местам планируемых смен на борту парусника «Мир» чартерными или регулярными авиарейсами с учетом необходимых санитарно-эпидемиологических мер.
Помимо курсантов ГУМРФ в кругосветном плавании на отдельных этапах приглашаются обучающиеся от других вузов Росморречфлота, Росрыболовства, Минобрнауки России. Также прорабатывается участие на отдельных этапах школьников, юных моряков и юнг флота.
Ведется активная работа по адаптации графика учебного процесса курсантов под расписание кругосветного плавания, чтобы уделить максимум времени для практики – практической подготовки по направлениям обучения курсантов, палубным работам, сбору информации для курсовых и выпускных квалификационных работ, исследований по программе «Плавучие университеты».
В ГУМРФ успешно используется система дистанционного обучения СДО «ФАРВАТЕР», позволяющая проводить лекции, семинары, видеоконференции, а также тестовые занятия в формате онлайн. Для технического обеспечения обучения практикантов Росморречфлотом поддержано предложение ГУМРФ об использовании на борту мобильного компьютерного класса в морском исполнении на 12 рабочих мест.
В части культурно-воспитательной работы с практикантами ГУМРФ совместно с Росморречфлотом и ФГУП «Росморпорт» прорабатывает следующие шаги: участие практикантов и руководителей практики в мероприятиях, в том числе, профориентационной направленности во время заходов в порты России; расширение и наполнение судовой библиотеки дополнительной учебной и художественной литературой, организация работы Виртуального Русского музея.
Василий Стругов рассказал о подготовке судна для путешествия. Маршрут кругосветки включает в себя знаковые участки – это прохождение Северного морского пути, пролива Дрейка вокруг мыса Горн, при этом самая южная часть маршрута пройдет в водах Антарктиды. В качестве портов посещения запланированы 20 единиц в четырех частях света. Общая продолжительность кругосветного плавания составит 360 дней. Различные климатические зоны и условия навигации, длительные переходы – серьезный вызов для предприятия. Главная задача – до начала старта обеспечить 100%-ую готовность парусника к путешествию. Техническими специалистами предприятия разработан план по подготовке судна. Помимо стандартных процедур обслуживания план предусматривает и специальные предприятия, в первую очередь, связанные с повышением автономности судна.
Маршрутом предусмотрено три перехода длительностью месяц и более. Это переход через Тихий океан, участок от Рио-де-Жанейро до Гаваны и переход через Атлантику. В связи с этим в ходе зимнего межнавигационного ремонта на паруснике установлен опреснитель, который обеспечит экипаж достаточным количеством пресной воды в любой момент путешествия в любой точке маршрута. С этой же целью будут закуплены и смонтированы холодильные камеры, в том числе глубокой заморозки, что должно позволить увеличить автономность судна по запасам продуктов питания минимум до 60 суток. Также будут увеличены возможности оборудования по сбору и хранению мусора.
В завершении было подписано соглашение о сотрудничестве между ФГУП «Росморпорт», фондом «Росконгресс» и Ассоциацией возрождения морских традиций учебных парусников.