Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Забыли пароль?

Подписка

Получать по электронной почте:

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Проверьте электронную почту

На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Министерство Деятельность Документы Пресс-центр Обращения граждан и организаций Контакты
Обращения граждан и организаций Контакты
ENG
Министерство транспорта в Телеграм
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта в одноклассниках
Министерство транспорта в Dzen
Министерство транспорта на RuTube
> Пресс-центр > Выступления и интервью

"Автотранспорт нуждается в жестком госрегулировании". Интервью замминистра транспорта Российской Федерации А.В. Колика журналу "Экономика России - XXI век"

Опубликовано 10 Ноября 2003

Интервью заместителя Министра транспорта Российской Федерации, руководителя Службы автомобильного и городского пассажирского транспорта 
А.В. Колика журналу "Экономика России – XXI век"

октябрь 2003 года, №13

Автотранспорт нуждается в жестком госрегулировании

Заместитель министра транспорта, руководитель Службы автомобильного и 
городского пассажирского транспорта (Росавтотранс) Александр Колик - 
о важнейших проблемах российской автотранспортной отрасли

В одном из интервью Вы заявили, что автомобильный транспорт сегодня может стать главным двигателем развития российской экономики.

Это действительно так. Мы уже вошли в группу развитых стран мира, для которых рост автомобильных грузовых перевозок тождественен росту ВВП. Тормозится рост перевозок - снижаются темпы роста ВВП.

А что тормозит рост перевозок?

На первое место я бы поставил неразвитость дорожной сети. У нас до сих пор дорожное строительство иногда рассматривают как невосполнимые бюджетные расходы. На самом деле для экономики страны окупаемость дорожных проектов чрезвычайно высока: ведь они помогают эффективнее решать социальные проблемы. Простой пример: построив дороги из районного центра в села, можно отказаться от содержания сельских школ с тремя учениками, а вместо содержания фельдшеров построить одну хорошую больницу в райцентре. Развитие дорог повышает инвестиционную привлекательность регионов: цена земли в прилегающих районах, как, например, вдоль строящейся магистрали Чита - Хабаровск, значительно возрастает.

Дороги в села - это дороги не федерального значения, как магистраль Чита - Хабаровск, а местного. У муниципалитетов проблем с финансированием дорожного строительства куда больше.

С изменением налогового законодательства сильно снизились поступления в региональные дорожные фонды, причем по регионам наблюдается чрезвычайно неравномерное снижение. Кое-где поступления упали в десятки раз. Сегодня задача состоит в том, чтобы сделать эти поступления стабильными, равномерными и достаточными, т. е. как минимум сохранить имеющуюся региональную дорожную сеть в условиях постоянного роста перевозок.

Еще одна проблема - качество автомобильной техники. Нужно быть последовательными в реализации международных требований к автотранспортным средствам. Россия их приняла, но фактически вводить не спешит. В результате автопром вынужден равняться на отстающих. А ведь в России есть заводы, готовые поставлять на рынок современную высокоэкологичную технику. Но в условиях низких требований государства в конкуренции побеждает менее качественная дешевая продукция.

Третья группа проблем связана с регулированием автотранспортной деятельности. Автотранспорт - бизнес чрезвычайно демократичный и легко доступный. Но при этом - потенциально весьма опасный. 99% всех случаев гибели людей на транспорте приходится на автомобильный транспорт. И именно поэтому он нуждается в достаточно жестком государственном регулировании. Так происходит во всем мире.

Значит, в первую очередь речь идет об обеспечении безопасности?

Ситуация усугубилась с отменой лицензирования на перевозки грузов и пассажиров для собственных нужд. В результате из сферы государственного контроля вышла основная часть владельцев автотранспорта: среди них занимаются перевозками для собственных нужд 80%! А в сфере перевозок, лицензирование которых сохранилось, крайне низка ответственность за нарушение установленных требований. Довести дело до суда (а только суд правомочен лишить предпринимателя лицензии) очень сложно. Какое-либо реальное наказание практически исключается. В результате статистика ДТП продолжает ухудшаться. Сегодня перевозки пассажиров автобусами, если оценивать их по удельным показателям, представляют собой наиболее опасный вид автомобильных перевозок.

То есть Вы выступаете за обязательное лицензирование и усиление ответственности за нарушение лицензионных требований?

Одновременно нужно существенно повысить ответственность за нарушение правил дорожного движения и дать ГИБДД и транспортной инспекции право действовать в своих сферах регулирования более оперативно. Солидарен я и с правительством Москвы в отношении применения эвакуаторов, перехватывающих парковок, других способов организации транспортной среды города. Это мировая практика.

Но московская практика показала, что эвакуаторы и парковки часто становятся методом "относительно честного" отъема денег у автомобилистов сомнительными коммерческими структурами - именно это вызвало волну протестов.

Протесты против эвакуаторов и перехватывающих парковок - в основном популизм. Другое дело, нужно цивилизовано регулировать и эту деятельность.

Большинство автотранспортников жалуется не на строгость законов, а на субъективность и просто необъективность проверяющих - тех же работников транспортной инспекции и ГИБДД.

Об этом и речь: причин жаловаться на строгость законов сегодня нет. Что касается необъективности части сотрудников ГИБДД и РТИ, ну, что же - отменять из-за этого контроль? А потом отменить и ответственность за уголовные преступления? Ведь и в прокуратуре, и в судебной сфере, как мы постоянно узнаем из СМИ, с объективностью далеко не все благополучно. Иными словами, одно другого не исключает, - можно и нужно повышать ответственность и нарушителей транспортного законодательства, и тех работников государственных органов, которые допускают неправомерные действия.

То есть Вы - противник либерализации администрирования отрасли?

Я противник того, чтобы в ходе борьбы с административными барьерами в экономике государство утратило контроль в сфере безопасности движения. В большинстве развитых стран применяются просто драконовские, с российской точки зрения драконовские, меры к нарушителям правил дорожного движения. На дорогах всех стран ЕС ежегодно гибнет почти 43 тыс. человек. И общество, обеспокоенное высоким уровнем дорожной аварийности, готово к дальнейшему их ужесточению. В России же за год гибнет 33 тыс. Это при неизмеримо меньшем парке и пробеге. По удельным показателям аварийности наш автотранспорт опаснее в разы.

Полагаю, что главная наша проблема лежит все-таки в области социальной психологии. У нас, в переносном смысле, каждый день гибнет средней вместимости самолет, поскольку мы теряем в ДТП около 100 человек в день. Но это в России никого не шокирует. Согласитесь, это не тот фон, на котором можно принимать меры по повышению безопасности, которые никогда не бывают популярными.

И еще один нюанс. Обеспечение безопасности на реке, в море, на железной дороге и в воздухе при всем чрезвычайно сильном общественном резонансе авиакатастроф и кораблекрушений должно быть задачей профессионалов и только их. Что касается безопасности на дорогах, то ее обеспечение - дело всех и каждого, поскольку, едва научившись ходить, человек уже может стать виновником ДТП. Но в нашей стране ведь каждый второй с видом знатока толкует о вопросах управления воздушным движением и самолетовождения, а прозаическая дорожная аварийность практически никого не волнует. Зарубежный опыт показывает, что при всей важности мер, принимаемых профессионалами, - это повышение активной и пассивной безопасности автомобилей, улучшение состояния дорог, организации движения и т. п., - решающее значение имеет все же уровень дорожной культуры общества.

С 1 июля действует Закон о техрегулировании на транспорте. Одновременно Минтранс заявил, что система сертификации транспортных средств будет пересмотрена. Можно ли подробнее рассказать, что и когда должно измениться?

Закон, действительно, предполагает серьезные изменения всей системы предъявления технических требований к автотранспортным средствам. Требования, относящиеся к обеспечению безопасности, должны войти в технические регламенты, принимаемые как федеральные законы. Вместе с тем, характеристики качества продукции, не направленные напрямую на обеспечение безопасности, будут носить рекомендательный характер, а необходимость их применения производителю должен диктовать рынок.

Но это не главное. На самом деле, в Российской Федерации должно быть покончено с ситуацией, когда автозаводы получают от компетентных органов официальные разрешения на неприменение действующих требований. Пока это происходит, весь автопром будет равняться на отстающих, отечественные автомобили будут экономически неэффективными и опасными, и никакие изменения системы сертификации ситуацию не спасут.

Артем Тимофеев

 

Поделиться:
Пресс-центр
  • Новости
  • Новости регионов
  • Информационная лента
  • Выступления и интервью
  • Анонсы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Онлайн конференции
  • Спецпроекты
  • Отраслевые СМИ
  • Опросы и анкетирования
  • Контакты для СМИ
Выступления и интервью
0.0522 сек.

Министерство

О Министерстве Цели и задачи Структура Подведомственные предприятия и учреждения Организации транспорта Планирование деятельности Госуслуги Результаты деятельности
Госконтракт Транспортное образование Координационные и совещательные органы Госслужба Форменная одежда Организации транспорта История Награды Министерства Контакты

Деятельность

Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Авиационный транспорт Железнодорожный транспорт Морской и речной транспорт Транспортная безопасность Международное сотрудничество Пункты пропуска через государственную границу РФ Научно-техническая деятельность Транспорт России Противодействие коррупции Открытое министерство Доступная среда для инвалидов Спорт в Минтрансе Транспортное обеспечение мероприятий

Пресс-центр

Новости Анонсы Выступления и интервью Фотогалерея Видеогалерея Онлайн конференции Обзоры СМИ Отраслевые СМИ Спецпроекты Опросы и анкетирование Контакты для СМИ

Документы

Законы, постановления Приказы, распоряжения Проекты нормативных правовых актов Уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов Экспертиза проектов нормативных правовых актов Формы и шаблоны
Информационные и Аналитические материалы Отчеты Рабочие материалы Повестки Протоколы Стенограммы

Обращения граждан и организаций

Подать электронное обращение физического лица Подать электронное обращение юридического лица Контактная информация Компетенция и нормативные правовые документы, определяющие порядок работы с обращениям граждан' Личный приём Информация о работе с обращениями граждан Часто задаваемые вопросы Опросы

О сайте

Условия использования Регламент публикации материалов
Министерство Деятельность Документы Пресс-служба Обращения граждан и организаций Контакты Открытое министерство Противодействие коррупции
О сайте Почта Минтранс Написать в редакцию web@mintrans.ru

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Официальный сайт Президента РФ

Официальный интернет-портал Правительства РФ

Госключ

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.