Доклад замминистра транспорта России Г.Ю. Мошкова на научно-практической конференции "Обеспечение транспортной безопасности и правопорядка в транспортном комплексе России"
Опубликовано 6 Ноября 2003Доклад заместителя Министра транспорта России Г.Ю. Мошкова на научно-практической конференции "Обеспечение транспортной безопасности и правопорядка в транспортном комплексе России"
Москва, 4-5 ноября 2003 г.
Уважаемые коллеги и гости!
Проведение сегодняшней конференции означает бесспорное признание того факта, что транспорт России выполняет особую роль в социально-экономическом развитии нашей страны, обеспечивая коммуникативную составляющую общества. Однако позитивные результаты укрепления стратегической роли и авторитета отечественного транспорта как внутри государства, так и на мировом рынке транспортных услуг, могут быть достигнуты лишь в том случае, если он будет работать без сбоев, в заданных параметрах.
Важными компонентами системы, призванной обеспечить гомеостазис транспортного комплекса, являются транспортная безопасность и правопорядок. Устойчивое, эффективное и безопасное функционирование транспорта является необходимым условием стабилизации и подъема экономики, обеспечения целостности государства, национальной безопасности и обороноспособности страны. Транспорт оказывает влияние и на другие составляющие национальной безопасности: внешнеэкономическую, внутриполитическую, экологическую, антитеррористическую, информационную и научно-техническую.
Вместе с тем изменение современной геополитической ситуации и положения России в мировом сообществе выдвигают все новые требования к транспорту как к ведущему материальному элементу системы обеспечения национальной безопасности.
Известно, что транспорт во все времена был потенциальным, весьма привлекательным объектом террористических угроз, а нередко становился и театром непосредственных террористических действий. Однако реалии начала XXI века серьезно актуализировали проблему укрепления антитеррористической безопасности на транспорте. Ее решение требует не только дополнительных затрат и оснащения современными техническими средствами, но и адекватных, упреждающих изменений в научных подходах к технологии и организации перевозочного процесса, оптимизации форм и методов правоохранительной деятельности. Поэтому важная роль в обеспечении транспортной безопасности и правопорядка отводится ведомственной, а с учетом проблематики сегодняшнего форума – межведомственной науке.
Отсюда следует, что при формировании концептуальных основ транспортной безопасности и правопорядка в транспортном комплексе в современных условиях значение эффективного взаимодействия подразделений нашего министерства и органов внутренних дел трудно переоценить.
Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных проблем взаимодействия и путей их решения, полагаю необходимым остановиться на отдельных результатах совместных мер по обеспечению транспортной безопасности и правопорядка.
Так, в 2002 году в результате совместных усилий при осуществлении предполетного досмотра в аэропортах пресечено более 55 тыс. попыток проноса опасных предметов на борт воздушных судов, изъято 6,5 тыс. единиц оружия всех видов, 47 тыс. боеприпасов, 217 кг взрывчатых веществ, 13 тонн легковоспламеняющихся и других опасных веществ.
Разработаны и реализуются межведомственные планы мероприятий по предупреждению террористических акций в отношении судов и портовых средств в морских портах, межведомственные планы совместных действий оперативного и профилактического характера.
Согласованы проекты совместных документов о порядке взаимодействия персонала судоходных гидротехнических сооружений со специальными службами в случае совершения или угрозы совершения террористической акции.
Определен перечень объектов, имеющих важное стратегическое и народнохозяйственное значение и подлежащих охране силами вневедомственной охраны, а также перечень объектов, подлежащих ведомственной охране. При этом определены необходимое количество и дислокация постов, численность личного состава охраны, технические средства, обеспечивающие защищенность сооружений.
Осуществляется совместная работа по защите объектов повышенной опасности, расположенных на автомобильных магистралях страны. Согласованы режимные меры по 134 объектам повышенной опасности, которые в случае угрозы террористических акций будут взяты под охрану. В стадии согласования находятся документы по 50 объектам жизнеобеспечения, в том числе 24 большим автодорожным мостам и 20 тоннелям на федеральных автомобильных дорогах.
Вместе с тем, несмотря на отдельные положительные результаты, в совместной деятельности наших министерств по обеспечению безопасности и правопорядка в транспортном комплексе имеется ряд нерешенных проблем.
Одной из важнейших задач государства в транспортной сфере является создание нормативной правовой базы транспортной деятельности, адекватной складывающимся в России социально-экономическим условиям.
Необходимо отметить, что действующая нормативно-правовая база транспортного комплекса во многом сложилась в условиях административно-командной системы управления экономикой и уже по ряду причин не может отвечать требованиям российской экономической реформы, а также общепринятым нормам международного транспортного права.
Во-первых, в России отсутствует специальное транспортное законодательство. Действующие на отдельных видах транспорта уставы и правила устарели и во многом противоречат новому законодательству. Не сформировалась пока правовая основа системы государственного регулирования транспортной деятельности, позволяющая создать цивилизованный транспортный рынок и защитить интересы как перевозчика, так и любого физического или юридического лица, решившего воспользоваться услугами транспорта.
Во-вторых, в условиях демонополизации транспорта федеральное законодательство недостаточно четко разграничивает полномочия в сфере транспортной деятельности между федеральным центром, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами.
В-третьих, не сформированы экономические механизмы стабильного самофинансирования деятельности транспортных предприятий и государственной поддержки социально значимых видов транспортной деятельности;
В-четвертых, отсутствие закона о транспортно-экспедиционной деятельности привело к монополизации этого вида услуг иностранными транспортно-экспедиционными фирмами. Отдельные статьи Таможенного кодекса не являются актами прямого действия и допускают возможность их двойного толкования, а предписания налогового законодательства практически не стимулируют развитие международных (интермодальных) транспортных коридоров в России. В результате, к примеру, на российском рынке доля национальных автоперевозчиков составляет около 35%, а российский бюджет всех уровней ежегодно теряет от незанятости в этой сфере около 300 млн. долларов США.
Вселяет определенный оптимизм и определяет возможные пути решения указанных проблем состоявшееся 29 октября т.г. обсуждение на заседании Государственного Совета под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина перспектив развития транспортного комплекса страны. Хочется надеяться, что к концу этого года отрасль получит взамен практически реализованной Концепции государственной транспортной политики новую Стратегию транспортного развития Российской Федерации.
К сожалению, накопился ряд проблем в вопросах правового регулирования взаимодействия между подразделениями транспорта и органов внутренних дел.
Прежде всего, представляется необходимым указать на недостаточно четкое регламентирование на законодательном уровне ряда вопросов обеспечения авиационной безопасности.
Речь идет о том, что в настоящее время отсутствует механизм финансирования служб авиационной безопасности со стороны государства, не определено правовое положение указанных служб и их сотрудников, не реализовано положение Воздушного кодекса в части, касающейся вооружения сотрудников САБ служебным оружием. Подчеркну, что последний вопрос может быть решен только при участии МВД России.
Кроме того, законодательно не разграничены функции и ответственность федеральных органов исполнительной власти за надлежащее состояние авиационной безопасности, не отработано информационное взаимодействие служб авиационной безопасности с правоохранительными органами.
Также отрицательным образом на состоянии авиационной безопасности сказываются:
-
законодательные пробелы в разработке системы защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, которая должна охватывать как государственные структуры, так и коммерческие организации, осуществляющие деятельность в этой области;
-
отсутствие национальной программы обеспечения авиационной безопасности, которая должна быть разработана и введена в действие в соответствии с международными требованиями;
Не урегулированы законодательным путем некоторые вопросы административного задержания нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов на объектах транспорта и привлечения их к административной ответственности.
Уважаемые коллеги! Руководство Министерства транспорта с готовностью идет навстречу конструктивным инициативам МВД России, способствующим укреплению транспортной безопасности и правопорядка. В частности, мы поддерживаем предложение о расширении зоны ответственности органов внутренних дел на транспорте, в том числе путем принятия в оперативное обслуживание объектов транспорта, находящихся в оперативно-служебной юрисдикции территориальных органов внутренних дел.
Мы готовы также принять участие в совместной работе по созданию и укреплению специализированных строевых подразделений милиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на объектах транспорта при финансовой поддержке транспортных предприятий.
В свою очередь, нами предлагается шире распространять практику прикомандирования сотрудников органов внутренних дел к предприятиям и организациям транспорта, активнее использовать возможности пенсионеров МВД в службе ведомственной охраны Минтранса, службах авиационной безопасности, подразделениях безопасности мореплавания.
Предстоит большая совместная работа по разработке и осуществлению совместных режимных мер в аэропортах, морских и речных портах. К их числу можно отнести обследование и паспортизацию режимных объектов, совместное патрулирование периметров и ближних приводов аэродромов и прилегающих к портам территорий, мероприятия по ограничению въезда автотранспорта, ужесточению пропускного режима, оборудованию мест сосредоточения пассажиров системами видеонаблюдения, детекторами взрывчатых веществ и т.д.
Для надежного обеспечения общественной безопасности в условиях сложной оперативной обстановки необходимо обеспечить постоянное дежурство на предприятиях пассажирского транспорта, автовокзалах и пассажирских автостанциях работников правоохранительных органов, оснащенных средствами обнаружения взрывных устройств. При необходимости следует оперативно пересматривать дислокацию постов и маршруты патрулирования транспортных объектов с целью перераспределения или увеличения численности нарядов милиции в местах массового скопления пассажиров.
Необходимо предусмотреть размещение в местах массового скопления людей, в транспорте общего пользования телефонных аппаратов "горячей линии" органов МВД, подразделений МЧС, а также Памяток поведения граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций и обнаружении подозрительных предметов.
Важным инфраструктурным элементом обеспечения жизнедеятельности мегаполисов является метрополитен. Однако в условиях политической нестабильности, сложной техногенной и криминогенной обстановки он может стать объектом совершения террористических акций. Как известно, охрана метрополитенов осуществляется подразделениями МВД России. Начиная с октября 2001 года, отделения Российской транспортной инспекции совместно с представителями ФСБ России и МВД России два раза в год проводят проверки планирования и организации работы по предупреждению террористических акций на метрополитенах. Эту работу нам предстоит совместно проводить и совершенствовать и в дальнейшем.
Обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях, включая экологическую безопасность, остается одним из приоритетов государственной политики в области управления внутренним водным транспортом. Однако решение конкретных задач по обеспечению антитеррористической и противодиверсионной защиты внутренних водных путей может быть достигнуто лишь по завершении замены на этих объектах негосударственных охранно-сыскных структур на ведомственную охрану Минтранса России и вневедомственную охрану МВД России. В первую очередь это относится к таким важнейшим стратегическим объектам, как судоходные гидротехнические сооружения. Очевидно, что в данном вопросе у МВД России и Минтранса России имеются резервы для активизации совместной работы.
К числу проблем, требующих безотлагательного решения, относится необходимость возобновления приостановленных научно-исследовательских работ в области технического обеспечения транспортной безопасности. К сожалению, отечественной промышленностью фактически прекращен выпуск соответствующих технических средств. Для разрешения этой проблемы представляется целесообразным интегрировать усилия и финансовые средства наших министерств.
Серьезно стоит проблема обеспечения мер безопасности в отношении авиации общего назначения. Органами транспортной инспекции и региональными органами внутренних дел выявляются субъекты авиации общего назначения, нарушающие меры безопасности полетов и авиационной безопасности, и их воздушные суда, не зарегистрированные в установленном порядке. Так, по результатам проведенных в 2002 г. совместных проверок установлено 226 владельцев воздушных судов авиации общего назначения (53% от общего числа субъектов), которые не зарегистрированы, не состоят в общественных авиационных организациях и не охвачены контролем со стороны органов управления авиацией. Учитывая важность проблемы, здесь также необходима концентрация совместных усилий.
Сложной проблемой оказалось внедрение именной продажи проездных билетов в автобусах межрегионального сообщения. Остаются нерешенными некоторые проблемы контрольно-надзорного направления в транспортной деятельности. В их решении мы также рассчитываем на всестороннее сотрудничество с нашими коллегами из МВД России.
Наша нескрываемая боль – это аварийность на транспорте.
На морских путях количество аварийных происшествий в 2002 г. выросло по сравнению с 2000 г. почти в 2 раза, увеличилось число погибших и раненых. На внутренних судоходных путях в 2002 г. число аварий увеличилось по сравнению с 2001 г. на 2 происшествия, число погибших - на 6 человек. По гражданской авиации наблюдается относительная стабилизация статистических показателей безопасности полетов. Если в 2001 г. по сравнению с 2000 г. в целом по авиации, подведомственной Минтрансу, количество авиационных происшествий увеличилось с 17 до 27, а число погибших - с 20 до 218, то в 2002 г. ситуация изменилась в лучшую сторону. Однако число погибших и раненых остается значительным (131 и 74 чел. соответственно).
Как свидетельствует статистика, основная доля происшествий и пострадавших в них людей приходится на автомобильный транспорт. Здесь погибает и получает ранения более 99% от всех жертв на транспорте в целом. Только за последние 7 лет в стране произошло более 1 млн. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли и получили ранения свыше 1,5 млн. чел. Ежегодно в России в результате в среднем 160 тысяч ДТП погибает более 30 тыс. граждан. Более 200 тысяч человек получают ранения, из которых более 10 тысяч становятся инвалидами.
Дорожно-транспортная аварийность наносит также ущерб экономике страны, который по оценкам экспертов составляет около 4-5% от валового национального продукта.
Отмечаемое за последние годы снижение основных показателей аварийности на автомобильном транспорте не влияет существенным образом на многолетнюю тенденцию. Не дают повода для самоуспокоенности и высокие темпы прироста автопарка.
Главная задача России в области безопасного дорожного движения, на наш взгляд, заключается в том, чтобы переломить в ближайшие годы тенденцию роста ДТП, снизить их тяжесть и добиться существенного уменьшения количества погибших на дорогах.
Для этого уже заложена неплохая правовая и организационная основа. Нужно лишь укреплять и совершенствовать ее. Так, лицензирование автотранспортной деятельности, осуществляемое Российской транспортной инспекцией уже более 12 лет, наглядно подтвердило его полезность, как в части регулирования этой сферы деятельности, так и в части обеспечения безопасного функционирования автомобильного транспорта.
Лицензирование более чем 214 тысяч хозяйствующих субъектов позволило наладить внутрипроизводственные системы, обеспечивающие безопасное и безаварийное функционирование автотранспорта, осуществляющего перевозку пассажиров и грузов. Только за последние 5 лет количество ДТП на лицензируемом автотранспорте сократилось на 40%.
Контроль, осуществляемый органами ГИБДД МВД России над соблюдением Правил дорожного движения, является одним из элементов системы допуска водителей и автотранспортных средств к участию в дорожном движении. Однако следует признать, что он не решает всего комплекса вопросов допуска хозяйствующих субъектов к перевозке пассажиров и грузов на коммерческой основе. Это осуществляется через механизм лицензирования. Примечательно, что наша оценка ситуации по этой проблеме совпадает с мнением многих администраций субъектов Российской Федерации. Поэтому предстоит большая работа в данном направлении с обязательным участием заинтересованных подразделений МВД России.
На предстоящем совместном заседании коллегий наших министерств нам предстоит уточнить и облечь в форму правовых документов пути решения перечисленных и других проблем с тем, чтобы от слов перейти к конкретным действиям. А сейчас полагаю целесообразным обозначить и вынести на ваше обсуждение ряд предложений по укреплению транспортной безопасности и правопорядка, в реализации которых, как представляется, заинтересовано и МВД России.
Первое - разработать и внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации концепцию безопасности транспортного комплекса и его защиты от актов незаконного вмешательства.
Второе - подготовить и утвердить соответствующие отраслевые целевые программы по видам транспорта.
Третье - разработать и включить в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 г.г.)" раздел "Безопасность транспортной системы".
Четвертое - разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты "О транспортной безопасности", "О предотвращении актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации" и другие с целью унификации норм, регулирующих вопросы транспортной безопасности для различных видов транспорта, приведения российского законодательства в сфере транспортной безопасности в соответствие с международными обязательствами России, установления норм и методов государственного регулирования, организационного и ресурсного обеспечения транспортной безопасности.
Пятое - совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить разработку и внедрение системы сбора упреждающей информации об авиапассажирах, готовящихся к полету, и передачи этих данных МВД России и другим субъектам оперативно-розыскной деятельности.
Шестое - совместно с МВД России изучить возможность внедрения системы именной продажи проездных билетов на автомобильном транспорте межрегионального сообщения.
Седьмое - для снижения степени уязвимости акваторий портов и контроля над движением маломерных судов создать или усилить в структуре органов внутренних дел на транспорте подразделения водной милиции, оснастить их быстроходными катерами, специальными средствами связи, вооружением и подготовленными экипажами.
В целях реализации указанных проблем предлагается создать действующую на постоянной основе межведомственную рабочую группу из представителей Минтранса России и МВД России. Полагаем целесообразным одновременно возложить на нее организацию и контроль за осуществлением мероприятий по реализации решений совместной Коллегии, требований совместных Приказа и Плана.
Большой вклад в обеспечение транспортной безопасности и правопорядка в транспортном комплексе могут и должны внести администрации субъектов Российской Федерации. В этой связи хочу обратиться к руководителям регионов с просьбой изыскать возможности для солидарного финансирования работ по обеспечению транспортной безопасности и правопорядка, в частности, обследованию, паспортизации и сертификации объектов транспортного комплекса, обучению специалистов и другим направлениям этой деятельности.
Мы должны активнее использовать средства массовой информации для пропаганды и популяризации положительного опыта работы предприятий транспорта и органов внутренних дел, организовывать отчеты руководителей транспорта и ответственных работников правоохранительных органов перед населением о результатах по предотвращению акций терроризма и обеспечению безопасности пассажиров, регулярно разъяснять гражданам правила поведения на транспорте в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В заключение хочется выразить уверенность в том, что осуществление предлагаемых мер и повышение уровня взаимодействия между Минтрансом России и МВД России позволит поднять на новый качественный уровень систему обеспечения транспортной безопасности и правопорядка в самом важном инфраструктурном секторе экономики и жизнедеятельности нашей страны.
Благодарю за внимание!