Важнейшей задачей развития транспортной системы России является модернизация "экспортных окон" страны - морских портов и подходов к ним.
Опубликовано 17 Сентября 2002На открывшемся во вторник в Иркутске втором Балтийском экономическом форуме с докладом выступил Министр транспорта Российской Федерации Сергей Оттович Франк.
Как отметил министр в своем выступлении, важнейшей задачей развития транспортной системы России является модернизация "экспортных окон" страны - морских портов и подходов к ним.
Сегодня эта задача в значительной степени уже решена.
В последние годы на Северо-Западе и на Юге России был реализован ряд суперпроектов, которые имеют не только экономическое, но и геополитическое значение. Это Балтийская трубопроводная система, Каспийский трубопроводный консорциум, комплексы по перевалке удобрений в портах Санкт-Петербург и Восточный, первая очередь угольного терминала в порту Усть-Луга.
Благодаря этому в минувшем году Россия достигла знакового рубежа, обеспечив три четверти национального экспорта за счет собственной портовой индустрии.
Есть все основания уже в ближайшем будущем ожидать такого же «бума» и в портовой индустрии Дальнего Востока. В первом полугодии объемы переработки здесь увеличились на 12%. При этом мощности портов используются чуть больше, чем наполовину. Но объемы торговли со странами Азиатско-тихоокеанского региона растут и будут расти, а структура грузопотока принципиально меняется.
Растет потребление нефтепродуктов Китаем, и все больше наливных грузов тяготеет к дальневосточным портам, которые ранее не предназначались для этого. Все сильнее влияет на грузовую базу региона реализация энергетических проектов на Сахалине. Требуются дополнительные мощности для перевалки угля, удобрений и контейнеров.
Одновременно в Сибири и на Дальнем Востоке развиваются производства по глубокой переработке нефтяного, химического, лесного сырья. Они будут генерировать широкую номенклатуру дорогостоящих экспортных грузов. Эта тенденция выгодна и для промышленности, и для транспорта.
На удовлетворение этих перспективных потребностей направлена модернизация портов Восточный, Ванино, Владивосток, Находка. Благодаря усилиям коллег из МПС успешно развиваются припортовые железнодорожные станции и подходы к ним.
На Дальнем Востоке и в Сибири, особенно в северных районах, государство проводит и будет проводить политику особой поддержки транспорта. Она должна найти отражение прежде всего в регулировании тарифов, которое не может строиться на простой калькуляции себестоимости. Здесь нужно решительно двигаться в направлении, которое определил в свое время Сергей Юльевич Витте. Он полагал, что тариф должен быть не только для коммерции, но и для державы.
Полностью с докладом Министра транспорта можно ознакомиться в рубрике Архив публикаций и выступлений