Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Забыли пароль?

Подписка

Получать по электронной почте:

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Проверьте электронную почту

На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Министерство Деятельность Документы Пресс-центр Обращения граждан и организаций Контакты
Обращения граждан и организаций Контакты
ENG
Министерство транспорта в Телеграм
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта в одноклассниках
Министерство транспорта в Dzen
Министерство транспорта на RuTube
> Пресс-центр > Выступления и интервью

Первый заммминистра транспорта В.Рукша: "Вентспилс не выдержал испытания медными трубами"

Опубликовано 18 Марта 2003

"Телеграф" (Рига)

Вячеслав Рукша: "Вентспилс не выдержал испытания медными трубами"

Латвийский порт стоит, экспорт российской нефти идет. Через Приморск.

С приходом 2003 года Россия перекрыла нефтяной экспорт через Вентспилс. За истекших два месяца – ни одного литра по соседской трубе. Бизнесмены говорят о нефтяной блокаде. По правительственному же – "работает рынок". "Телеграф" – первая латвийская газета, добившаяся комментария российских властей. В эксклюзивном интервью спецкору "Телеграфа" Инне Сексте – Первый заместитель министра транспорта, руководитель государственной службы морского флота России Вячеслав Рукша.

Бойкота нет!

– С декабря вентспилский маршрут не перекачивает российскую нефть. Вентспилс не вставлен в график экспорта и на следующие два месяца. Можете раскрыть причины объявленного бойкота?

– Какой бойкот?! С чего вы взяли?! Вы представляете себе трубопроводный транспорт? Нефть течет по трубе. У трубы есть свои ограничения. Нельзя по ней перегнать нефти больше, чем тот объем, на который она рассчитана. Но это не повод какой-то там терминал рассматривать, как что-то, на чем завязана вся трубопроводная система России. Эта система самодостаточная.

– Если вас не устраивает формулировка "бойкот", дайте свое определение. Какое название носит это решение властей в правительственных документах?

– А никаких документов нет. Мы считаем, что это просто рынок работает. Я не видел ни одного документа, где бы говорилось, какое место в нефтяной индустрии России должен занимать Вентспилс. И не помню, чтобы латвийское правительство обращалось к моему – как, например, обратились украинцы по газовой теме. Вентспилс должен четко понимать: Транснефть имеет много других морских терминалов. Трубопроводная система России не позволят нам прокачивать 15 млн. тонн в северо-западном направлении. А чтобы прокачать, ее нужно капитально модернизировать. Но мне непонятно, почему за это должна платить моя страна. Вы же не требуете от соседней семьи, где больше зарабатывают, купить вам машину?

– Я слышала аргументы Вентспилса в этом вопросе: платит тот, кто использует нефтепровод. Те же украинцы в свое время инвестировали...

– Во что инвестировали? В свой кусок трубы или во всю трубу от Сургута до Вентспилса? Состояние российской трубопроводной системы сегодня не из легких. Что там Вентспилс! Модернизация нефтебазы в Грушевой – это очень серьезное дело, которым занимается Транснефть. И занимается успешно. Это руководителям Вентспилского нефтетерминала, в то время, когда они обогащались, надо было думать, как модернизировать трубу.

– Через Вентспилс вплоть до января этого года шло около 12% всего нефтеэкспорта России. То есть почти десятая часть по данным экспертов. Приморск сегодня в состоянии полностью заменить этот маршрут?

– Ваши 12% – еще большой вопрос. У меня таких данных нет, у Минэнерго надо уточнить. Приморск работает по своей номинальной мощности. В принципе, он должен перерабатывать 1 млн. тонн в месяц, примерно 12 млн. тон в год. Когда будет запущен на полную мощность, к 2006 году мы будем качать 50 млн. тонн.

Бзежинский просчитался

– Еще одна экспертная оценка: Приморск в отличие от Вентспилса замерзает. Необходимость в ледоколах едва ли сделает тариф дешевле.

– Вы говорите, как один хороший человек из Соединенных Штатов. Г-н Бзежинский обещал всей внешней торговле России замерзнуть во льдах Финского залива. Залив в самом деле замерзает. Представьте себе, он удивительно пунктуально замерзает каждый год. Но это не повод заявлять о невыгодности маршрута! Между прочим, по статистике, судоходство в Арктике безопасней, чем где-либо еще в мире. Если, конечно, ледокольная техника в порядке. Это я говорю как ледоколыцик, 15 лет проработавший в Арктике. Волны там не бушуют, пароходы друг на друга не бросает.

– Так в Вентспилсе штормило? В этом, оказывается, причина?

– Мы с вами все время забываем, что каждая страна имеет свою транспортную систему. Естественно, что в условиях Союза, имея незамерзающий Вентспилс, Приморск мало кого интересовал. Тогда был смысл тратиться и развивать Вентспилс. Но как можно строить планы и говорить, что у нас должно быть единое транспортное хозяйство, когда Россия не имеет никаких гарантий со стороны самостоятельной Латвии? Кстати, тут еще один нюанс: раньше места нефтедобычи были южнее. Сегодня добыча перемещается на север. Вот и считайте, что выгоднее: расстояние от Сургута до Вентспилса или от Сургута до Приморска.

– И все же могли бы дождаться лета. Перекрыли бы кран, когда Приморск освободится ото льдов. Проще было бы разговаривать с теми, кто считает выбор времени для этой акции странным.

– Еще раз говорю: никто ничего не перекрывал. Есть некие колебания сезонности добычи. Вам любой эксперт скажет: пропускной потенциал транспортной системы всегда должен быть избыточен. С запуском Приморска в зимние месяцы в зимней стране есть избыточность системы. Так зачем же нам уродоваться, тратить деньги, если мы сами со всем справляемся?!

– Интересно, что официальные причины экономической невыгодности транзита через Вентспилс были озвучены не сразу, словно вдогонку, когда ничего понаглядней не придумали...

– Про невыгодность подтверждаю. Сквозной тариф до Вентспилса на полтора доллара выше, чем до Приморска, где все быстрее грузится на танкер. Даже на два доллара! А на деле разница все 3-4 доллара.

– Не забудьте включить еще ледоколы.

– У вас какие-то странные представления. Портовые сборы в Приморске в сумме ниже, чем в Вентспилсе, несмотря ни на какой ледокол. Да, в зимний период рентабельность чуть похуже. Сейчас есть некоторые игры на судоходном рынке, которые мы к следующему году прекратим. Но зато деньги остаются дома.

Нефтяники паникуют

– Тогда чем объяснить письмо российских нефтяников, руководителей "ЮКОСа", "Роснефти", "ЛУКОЙЛа", "Сургутнефтегаза" и ТНК, адресованное премьеру Касьянову, с просьбой разобраться со странностями в отношении поставок через Вентспилс?

– Не знаю, я такого письма не видел. Разве было какое–то письмо? (Обращаясь к заглянувшему помощнику). Не было письма.

– Зачитываю вам из письма: "Необходимость обращения к Вам вызвана ситуацией, складывающейся с транзитом российской нефти по территории Латвии и отгрузкой ее через порт Вентспилс..."

– Что я могу сказать... Это вам надо поговорить с Транснефтью. Покажите-ка мне этот текст... А, ну вот, правильно: "...в связи с увеличением нефтедобычи..." Я согласен, что нефтедобыча увеличивается...

– И дальше – о предельных возможностях местных систем...

– Сейчас я все объясню. А лучше нарисую. Сколько, говорите, у вас нефтяных компаний подписалось под этим письмом?

– Пятеро, причем ведущих в отрасли.

– Так, рисуем пять стрелочек. Каждая экспортирует, ну, скажем, по десять единиц. Раз, два, три, четыре.... Допустим, каждая увеличит свою добычу, добавляем каждой по пять единиц. Получается, в одну трубу вы хотите влить уже на двадцать пять единиц больше. Но труба-то не резиновая! Нельзя рассматривать систему Транснефти как безразмерную вещь. У нее много старых напорных станций, трубопроводов, которые надо модернизировать. А тут еще нефтедобыча растет...

– Вот специалисты и удивляются, зачем так не вовремя отказываться от эксплуатации маршрута?

– А вы достаньте кошелек. Потом выньте из него деньги и отдайте мне. Отдадите?

– Просто так не отдам.

– И мы не отдадим. У нас теперь есть Приморск!

– Выходит, в крупнейших компаниях сидят паникеры? Бьют себе тревогу...

– И правильно бьют. Нефтяные грузы растут постоянно. И сегодня это проблема не отдельного Вентспилса, а транспортной доступности в целом. Если вы возьмете карту, то увидите, что мы сегодня добываем в Западной Сибири, в южной части Тимано-Печорской провинции, кругом добываем. Если вдруг окажется, что транспортных направлений недостаточно, будем думать дальше. Не в очередь же экспортеров строить. Не идиоты же мы полные! Но зачем мне сегодня строить дом на десятерых детей, когда у меня только двое?

Жадность Лембергса сгубила

– Затем, что нефтедобыча растет по часам. Вот скажите, насколько Приморск загружен уже сегодня?

– Нормально загружен, почти на 100 процентов. Ну, может, чуть меньше. И Вентспилс был загружен. Но он не выдержал испытания медными трубами. Он имел невероятную сверхприбыль. И что? Имея ненормальную рентабельность, направлял эти деньги куда угодно, только не на развитие собственного бизнеса. Так чего удивляться теперь, когда появился мощный конкурент?

– Но тарифы – это всегда вопрос переговоров!

– Вот как-то они не велись все это время. Но это не ко мне вопрос. Я два года сижу бюрократом и выполняю простую задачу: развитие портового хозяйства страны.

– Тогда ответьте на простой хозяйственный вопрос: сколько Россия теряет на неиспользовании Вентспилса?

– Не знаю. Может, кто-то и подсчитывал...

– Эксперты Лембергса подсчитали: если запрет на транзит сохранять в течение всего года, то Россия потеряет 1,2 млрд. долларов. Ежедневно российский бюджет теряет 1,1 млн. долларов, "Транснефть" лишается 250 тыс. прибыли в сутки.

– Эти цифры вы взяли, наверное, там же, где сказано, будто Вентспилс переваливал нефть за 1,5 доллара с тонны. Я и такое слышал. Но я вас смею заверить: это чушь и вранье. Все эти десять лет в Вентспилсе российскую нефть переваливали и за 10, и за 12, а бывало, и за 14 долларов. Мы же привыкли к стандарту 6-8 долларов.

– А чего ради было столько лет терпеть, переплачивать в два раза и не сбить цену?

– Это вопрос не ко мне. Наверное, перечитались Бзежинского о том, что Россия замерзнет в своих льдах. А теперь видим – не замерзла. Насколько я знаю, Транснефть работает как надо и ничего не теряет. Можно даже увеличить ее прибыль – для этого надо увеличить ее мощности. А ваши цифры, я думаю, носят явно журналистский характер.

– Повторю, это цифры Лембергса – наверное, главного эксперта по нефтяному транзиту на территории всего бывшего Союза.

– Пусть этот главный оратор скажет, сколько он получил от российского транзита за десять лет и положил в свой глубокий карман. Где они теперь? Дело в аппетитах людей: какие дачи они построили, сколько денег женам дали. Моя логика проста: я ни одной бумаги не видел, где было бы сказано, что родной Вентспилс – последний форпост российской нефтяной индустрии, что нам с ним вечно работать. Почему сам Вентспилс раньше не поднимал вопроса о долгосрочном сотрудничестве? Почему не договаривался на десятилетия вперед? Вспомните: с развалом Союза Россия потеряла почти 50% портовой индустрии. Почему тогда Вентспилс думал только о том, как заработать на нас деньги?

– Вы обвиняете предпринимателей в наличии у них бизнес-интересов?

– Должны быть долгосрочные взаимные обязательства. Если мы, конечно, партнеры, которые не думают наживаться на несчастье другого, а работать в рамках нормальной рентабельности, достаточной для поддержания системы в порядке. Возьмем Казахстан, вот у нас есть подписанное соглашение по газу. И с Германией есть. А здесь что? Деньги платятся – и все.

– Есть мнение, что принятое решение – из категории политических. Точнее – стратегических: надавить на несговорчивых латвийцев накануне решения судьбы Вентспилского нефтетерминала. Чтобы россияне могли, скажем, получить более выгодные условия для приватизации.

– Да ну бросьте! Объясните мне: почему у нас должен быть экспорт груза и импорт услуг? Откуда вообще это мнение, что Россия кому-то чем-то обязана? Я сам транспортник и уверен: транспортник должен любить своего грузовладельца. Я не знаю ни одного транспортника, который бы не любил своего грузовладельца. А что Лембергс? Удивительно просто, что он не знаком с морскими властями! Я здесь сижу уже два года. И сомневаюсь, чтобы мои предшественники его знали. Он ходит где угодно, только мимо кабинета старшего морского начальника. А я, между прочим, отвечаю за генеральную схему развития портовой индустрии страны. Не последний человек. И ни разу ни звонка, ни письма... А я сам мэрами, знаете, не особенно интересуюсь. У меня-то проблем с Вентспилским терминалом нет.

– Так какие прогнозы: когда нефтетранзит через Вентспилс может быть возобновлен?

– Возможно, ближе к лету. Когда грачи или кто там еще – скворцы, прилетят...

 
Поделиться:
Пресс-центр
  • Новости
  • Новости регионов
  • Информационная лента
  • Выступления и интервью
  • Анонсы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Онлайн конференции
  • Спецпроекты
  • Отраслевые СМИ
  • Опросы и анкетирования
  • Контакты для СМИ
Выступления и интервью
0.0579 сек.

Министерство

О Министерстве Цели и задачи Структура Подведомственные предприятия и учреждения Организации транспорта Планирование деятельности Госуслуги Результаты деятельности
Госконтракт Транспортное образование Координационные и совещательные органы Госслужба Форменная одежда Организации транспорта История Награды Министерства Контакты

Деятельность

Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Авиационный транспорт Железнодорожный транспорт Морской и речной транспорт Транспортная безопасность Международное сотрудничество Пункты пропуска через государственную границу РФ Научно-техническая деятельность Транспорт России Противодействие коррупции Открытое министерство Доступная среда для инвалидов Спорт в Минтрансе Транспортное обеспечение мероприятий

Пресс-центр

Новости Анонсы Выступления и интервью Фотогалерея Видеогалерея Онлайн конференции Обзоры СМИ Отраслевые СМИ Спецпроекты Опросы и анкетирование Контакты для СМИ

Документы

Законы, постановления Приказы, распоряжения Проекты нормативных правовых актов Уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов Экспертиза проектов нормативных правовых актов Формы и шаблоны
Информационные и Аналитические материалы Отчеты Рабочие материалы Повестки Протоколы Стенограммы

Обращения граждан и организаций

Подать электронное обращение физического лица Подать электронное обращение юридического лица Контактная информация Компетенция и нормативные правовые документы, определяющие порядок работы с обращениям граждан' Личный приём Информация о работе с обращениями граждан Часто задаваемые вопросы Опросы

О сайте

Условия использования Регламент публикации материалов
Министерство Деятельность Документы Пресс-служба Обращения граждан и организаций Контакты Открытое министерство Противодействие коррупции
О сайте Почта Минтранс Написать в редакцию web@mintrans.ru

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Официальный сайт Президента РФ

Официальный интернет-портал Правительства РФ

Госключ

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.