Выступление Заместителя Министра транспорта Российской Федерации Г.Ю. Мошкова на Пленарном заседании второго Международного экономического форума "Кубань-2003"
Опубликовано 10 Октября 2003Выступление Заместителя Министра транспорта Российской Федерации
Г.Ю. Мошкова на Пленарном заседании второго Международного
экономического форума «Кубань-2003»
Сочи, 10 октября 2003 года
Уважаемые участники и гости второго Международного экономического форума «Кубань-2003»!
Позвольте мне приветствовать Вас от имени Министерства транспорта Российской Федерации.
В основе главных тенденций современности – глобализации и интеграции – лежит все более динамичное перемещение людей и товаров, возрастающая доступность стран и рынков, иными словами - растущее движение без границ.
Правительствами всех стран ведется активная работа по интеграции и гармонизации транспортных систем и рынков транспортных услуг.
Состояние и развитие транспорта для России всегда имело исключительное значение, определяя уровень и динамику развития и страны в целом, и отдельных ее регионов.
В настоящее время рабочей группой Государственного Совета Российской Федерации разработан проект новой транспортной стратегии России, который должен быть представлен на рассмотрение Госсовета в октябре текущего года. А на декабрь намечено обсуждение этого вопроса на заседании Правительства Российской Федерации.
Почему же к обновлению стратегии развития транспорта руководство страны обратилось именно сейчас?
Причина в том, что переход России к новому этапу социально-экономических преобразований потребовал уточнения приоритетов развития всей экономической инфраструктуры и, в том числе, транспортной системы. Завершение базовых структурных реформ, переход экономики в фазу роста, принятие основ современного транспортного законодательства создали объективные предпосылки для формирования в России новой транспортной политики.
В качестве отправной точки для определения цели и задач развития транспорта в стратегии выбраны не внутренние проблемы транспорта – хотя они решены еще далеко не окончательно, а приоритеты повышения экономического роста и качества жизни, обозначенные в программных документах Правительства.
Так, создание в стране единой опорной транспортной сети без разрывов и “узких мест”, ликвидация административных барьеров, устранение диспропорций в транспортном обеспечении отдельных регионов являются необходимым условием развития единого экономического пространства, ускорения товародвижения, снижения удельных транспортных издержек в экономике.
Повышение надежности и доступности услуг пассажирского транспорта должно обеспечить развитие общероссийского рынка труда, социально и экономически оправданную миграцию населения.
Разработка системы мер, связанных с нарастающей автомобилизацией страны, должна ограничить ее негативные последствия и обеспечить максимум выгод, которые способен дать автомобиль для экономического роста страны и повышения качества жизни населения.
Использование транзитного потенциала России и развитие экспорта транспортных услуг должны обеспечить интеграцию России в мировую экономику и способствовать диверсификации внешней торговли, которая сегодня по некоторым позициям – таким, как нефть, зерно и уголь - уже опережает возможности транспортной системы.
Наряду с традиционными задачами обеспечения безопасности транспортных процессов, возникла и новая проблема обеспечения антитеррористической устойчивости транспортных систем.
Наконец, ответственность перед будущими поколениями требует построения перспективной транспортной политики на основе принципов устойчивого развития.
Удовлетворение транспортных потребностей не должно вступать в противоречие с приоритетами охраны окружающей среды и здоровья граждан, приводить к необратимым последствиям в природной среде, нарушать интересы будущих поколений. В каждой стране этот принцип трактуется в зависимости от конкретной ситуации. Главными угрозами для России являются: несоответствие развития сети автодорог и качества автотранспортной техники темпам автомобилизации, нарастающая дорожная аварийность и существенное отставание в реализации современных экологических требований к транспорту.
Все это принято в качестве основных целей развития транспортной системы.
Центральным моментом государственной транспортной политики, который вызвал наиболее острые дискуссии в процессе разработки документа, явились положения, определяющие роль и задачи государства в транспортном секторе в современных условиях. В ходе обсуждения высказывались диаметрально противоположные точки зрения – от мобилизации государством всех имеющихся ресурсов для опережающего строительства опорной системы магистралей будущего до тотальной приватизации транспорта и полного отказа от государственного финансирования и регулирования.
Наша позиция состоит в том, что государственное регулирование транспортной деятельности будет необходимо до тех пор, пока сохраняются такие факторы, как потенциально высокая опасность транспортной деятельности как таковой, необходимость транспортного обеспечения потребности национальной обороны и внешней торговли.
Кроме того, рынок не может пока обеспечить необходимого уровня предложения в таких секторах, как общественный пассажирский транспорт и транспортное обеспечение труднодоступных регионов.
Вместе с тем, на сегодня участие государства в транспортной деятельности в целом мы оцениваем как избыточное. Это относится как к сфере транспортного бизнеса, где государство продолжает вступать как предприниматель, так и к отдельным сферам регулирования транспортной деятельности.
В перспективе деятельность государства как субъекта конкурентного рынка транспортных услуг будет, скорее, исключением, чем правилом, а сфера государственного регулирования будет доведена до оптимального уровня.
При этом одной из принципиальных задач государственного регулирования на обозримую перспективу останется стимулирование дальнейшего цивилизованного развития рынка транспортных услуг, обеспечение для всех его участников условий экономического развития для справедливой конкуренции и равной доступности к инфраструктуре.
В тех случаях, когда прямая конкуренция операторов на рынке невозможна или носит деструктивный характер, государство будет развивать конкуренцию за право доступа на рынок на основе публичных конкурсов операторов. Это относится, прежде всего, к сектору городского и пригородного пассажирского транспорта.
Важной задачей государства является создание равноправных условий для отечественных транспортных операторов на международных рынках транспортных услуг. Не секрет, что сегодня российские компании находятся часто в менее выгодных условиях, чем их иностранные конкуренты. Решение этой проблемы лежит, прежде всего, в плоскости налогового регулирования.
Мировой опыт позволяет утверждать, что в перспективе возможен и целесообразен переход к дифференцированному налогообложению, стимулирующему, например, к использованию более экологичных и безопасных транспортных средств.
Наряду с этим, предусматривается поэтапный переход к принципу "пользователь платит", в соответствии с которым, стоимость транспортных услуг должна приближаться к полным экономическим издержкам. Это связано как с необходимостью возмещения реального экологического ущерба, наносимого транспортом, так и с постепенной ликвидацией такого пережитка, как бесплатные перевозки.
Что касается бюджетного финансирования транспортного сектора, то проект стратегии предполагает, что оно должно носить минимально необходимый характер. На обозримую перспективу сохраняется государственное финансирование систем безопасности, навигации, управления движением, напорных фронтов водохранилищ и автомобильных дорог.
Предполагается отказ от полномасштабного финансирования коммерчески окупаемых проектов, при одновременном расширении практики инициирующего бюджетного финансирования с целью стимулирования частного капитала, участвующего в транспортных проектах.
Важнейшей составляющей транспортной стратегии России является перспективный план развития транспортной инфраструктуры. Он базируется на концепции транспортных коридоров, которая сегодня выглядит несколько иначе, чем несколько лет назад.
От естественной идеи продления по территории России панъевропейских транспортных коридоров мы переходим к единой системе международных и внутренних коридоров – своеобразной "Transrussian Network". Эта система должна стать важным связующим звеном между с «Transeuropean Network» (трансъевропейской сетью) и азиатскими транспортными коммуникациями, которые находятся в стадии активного развития.
В проекте стратегии нашли отражение следующие основные принципы модернизации транспортной инфраструктуры:
-
прежде всего, должны быть ликвидированы разрывы и очевидные "узкие места";
-
развитие должно осуществляться путем расширения уже имеющихся мощностей;
-
максимальная концентрация ресурсов на приоритетных проектах и всемерное сокращение сроков их реализации;
-
транспортные объекты и коммуникации должны максимально использоваться для обеспечения как внутренних, так и внешнеторговых перевозок.
Основным направлениям развития транспортной инфраструктуры в проекте стратегии будет уделено особое внимание.
Будут определены основные направления развития инфраструктуры отдельных видов транспорта, а также перечень крупнейших инфраструктурных проектов, непосредственно связанных с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения.
Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование транспортной системы. Оптимальным уровнем для увязки стратегии развития транспортной системы с региональными приоритетами является уровень федерального округа. В проекте стратегии будут подробно рассмотрены принципиальные различия условий транспортной обеспеченности и структуры транспортных балансов всех федеральных округов.
Безусловно, что транспортная система Юга России находится в центре внимания разработчиков. Через нее проходит почти четверть внешней торговли страны. Качество этой системы напрямую определяет конкурентоспособность всей национальной экономики на внешнем рынке.
Задачи транспортного развития региона могут быть сгруппированы по следующим основным направлениям:
-
решение транспортных задач геополитического значения, связанных с формированием на территории региона участков международных транспортных коридоров;
-
развитие внутрироссийского межрегионального товарного рынка;
-
возрождение рекреационных возможностей региона.
Транспортный комплекс района является частью международной транспортной инфраструктуры Черноморского экономического сотрудничества. Он плотно интегрирован в эту систему и есть все основания ожидать все более активного влияния этого сообщества.
Это касается, прежде всего, развития перегрузочных комплексов для перевалки нефти, зерна, контейнеров в Новороссийском порту, строительство нового порта на мысе Железный Рог; строительство нового грузового порта в Миусском лимане с целью выноса пылящих грузов из Таганрогского порта.
Транспортные задачи, связанные с формированием всероссийского межрегионального товарного рынка будут решаться в первую очередь путем создания специализированных транспортных компаний по доставке агропромышленной продукции из Северного Кавказа в потребляющие районы России.
Для этих целей, наряду с развитием традиционных направлений, предусматривается создание воздушных мостов для перевозки скоропортящихся товаров, производимых в регионе, в отдаленные районы России, самолетами, при государственной поддержке авиакомпаний и авиапромышленности.
Задачи транспорта, связанные с возрождением рекреационных возможностей региона, касаются в первую очередь развития воздушного транспорта. Предстоит провести реконструкцию и развитие аэродромных комплексов в городах Сочи, Владикавказ, Минеральные Воды, Краснодар и Ставрополь, сформировать современную систему сервиса для пассажиров и грузовладельцев, обновить самолетно-вертолетный парк.
По завершении реконструкции федеральной автомагистрали «Дон» по нормативам первой категории коренным образом улучшится автомобильное сообщение региона с центром России.
Строительство второй нитки судоходного шлюза Городецкого гидроузла и открытие Волго-Донского канала для захода иностранных судов коренным образом изменит ситуацию с вывозом углеводородного сырья из каспийского региона в Европу, создаст предпосылки для развития перевозок на линии Дунай-Волга-Балтийской море.
Какие ориентиры ставит общество перед транспортниками на предстоящие 20 лет?
Предполагается, что в результате реализации транспортной стратегии к 2025 году грузоемкость ВВП снизится на 8-10%. Скорость грузового сообщения возрастет на 15-20%, а в полосе основных международных транспортных коридоров – на 25-30%.
Мощности портовой инфраструктуры позволят обеспечивать до 85% внешнеторговых операций, а более 50% тоннажа Российского торгового флота будет зарегистрировано в национальных реестрах (в 2003 году эти показатели составили соответственно 75% и 35%). Транзитные перевозки через территорию России составят 60-70 млн. т. будут приносить стране более 2 млрд. долларов дохода ежегодно.
В России будет создана единая опорная транспортная сеть без разрывов и “узких мест”. Большинство населенных пунктов получат круглогодичный доступ к основным коммуникациям. Подвижность населения вырастет на 50% (в 2003 этот показатель составил 4100 км на одного гражданина в год, в развитых странах он превышает 10 000 км).
Восемь из десяти российских семей смогут активно пользоваться автомобилем (сейчас автомобиль использует каждая вторая семья, тогда как в развитых странах Западной Европы этот показатель составляет порядка 1,5 автомобилей на семью).
Показатель числа погибших на 1000 автомобилей, который сейчас составляет в России 1,2, а в развитых странах – 0,3, снизится на 50%. Доля транспорта в загрязнении окружающей среды снизится в полтора раза.
Уважаемые коллеги!
Следует отметить, что в разработку проекта стратегии решающее решающий вклад внесла академическая наука.
Основополагающий принцип стратегии о неразрывной взаимозависимости развития производительных сил и транспорта, предложенный академиком Гранбергом, реализован Сибирским отделением наук в виде методологии разработки транспортно-экономического баланса Российской Федерации.
Это позволит моделировать средне- и долгосрочные прогнозы развития транспортной системы во взаимосвязи с развитием всего народного хозяйства страны на всех уровнях.
Наши совместные усилия должны способствовать развитию торговли и инвестиций, экономическому росту и социальному развитию как регионов, так и всей России в целом.
Уважаемые участники форума!
Завершая свой доклад, я хотел бы выразить искреннюю признательность руководителям города и области за ту огромную подготовительную работу, которую им удалось провести по подготовке форума.
В заключение разрешите мне пожелать всем участникам форума успешной работы и приятного пребывания в гостеприимном Краснодарском крае.
Благодарю за внимание.