Выступление первого замминистра транспорта - Главного государственного транспортного инспектора Российской Федерации А.П.Насонова на VIP-сегменте Углеродного бизнес-форума Всемирной конференции по изменению климата
Опубликовано 2 Октября 2003
|
Выступление первого заместителя Министра транспорта Российской Федерации – Главного государственного транспортного инспектора Российской Федерации А.П.Насонова на VIP-сегменте Углеродного бизнес-форума Всемирной конференции по изменению климатаМосква, Президент-отель, 30 сентября 2003 года Уважаемые господа, уважаемые коллеги! Прежде всего, я хочу пожелать больших успехов работе проходящей сейчас в Москве третьей Всемирной конференции по изменению климата и всех ее круглых столов, и полагаю, что, если проведенные ранее под эгидой Всемирной Метеорологической Организации две всемирные климатические Конференции дали важную основу для принятия мировым сообществом в 1992 году рамочной Конвенции ООН по изменению климата, а затем Киотского протокола к ней, то сегодняшняя Конференция придаст новые положительные качества работе по дальнейшему всестороннему изучению научных аспектов природного и антропогенного изменения климата планеты, выработке действенных механизмов ограничения негативного воздействия на него, поиску практических мер по адаптации к происходящим изменениям. Теперь хотелось бы сказать вот о чем. В соответствии с положениями рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола выбросы парниковых газов антропогенными источниками подлежат государственному регулированию. При этом страны-участники Конвенции, включая Россию, имеют количественные обязательства по объемам выбросов, в том числе по их снижению к 2008-2012 гг. относительно уровня 1990 г. Обеспечение выполнения этих обязательств может быть достигнуто за счет внедрения энергоэффективных и энергосберегающих технологий, устойчивого землепользования, перехода на альтернативные возобновляемые источники энергии и других мер. Установлением количественных обязательств для стран-участников Конвенции мировое сообщество фактически ввело нормирование выбросов парниковых газов, которое создало во многих промышленно развитых странах мира правовую основу выполнения обязательств по Конвенции и её протоколам. Ряд промышленно развитых стран (Европейского Сообщества, Япония, Канада), ратифицировавших Киотский протокол, уже приступил к адекватной модернизации своей природоохранительной практики и законодательства в целях обеспечения выполнения обязательств с использованием нормирования выбросов парниковых газов. В Канаде и странах ЕС уже фактически существуют такие нормы, а также финансовая ответственность компаний за их нарушения. В качестве механизмов гибкости, позволяющих компаниям обеспечить соблюдение установленных нормативов, законодательством этих стран устанавливается возможность переуступки прав между компаниями по достигнутым (предполагаемым) сокращениям выбросов парниковых газов. На этапе апробации такого подхода национальные законодательства предусматривали довольно значительный период времени, при котором нормы выбросов парниковых газов носили рекомендательный характер. Установление адаптационного переходного периода позволило компаниям подготовиться к переходу на обязательные нормы, перераспределив финансовые ресурсы в те сектора, где достигается максимальный эффект сокращения выбросов. В настоящее время Российская Федерация также приступила к реализации таких подходов в разработке правовых основ выполнения обязательств по Конвенции, и существуют весьма весомые внутренние и внешние основания и предпосылки для повышения эффективности участия в этой работе Министерства транспорта России. По оценкам, приведенным нами в Государственном докладе «О состоянии окружающей среды в Российской Федерации в 2002 году», общая масса парниковых газов, вызывающих изменения климата и разрушающих озоновый слой, образующихся в результате сжигания топлива на всех видах транспорта, составила порядка 260 млн. тонн только углекислого газа и около 16 млн. тонн других видов газов (окиси углерода, углеводородов, оксидов азота, метана и т.п.). Таким образом, «вклад» транспортного комплекса России в общий объем выбросов климатических газов в стране составляет около 30%. В этой связи Правительством Российской Федерации перед Министерством ставится задача создания системы мониторинга выбросов отработавших газов передвижных источников загрязнения с регулярным отражением верифицированных и обобщенных данных мониторинга антропогенных выбросов и поглощений парниковых газов в формах федеральной государственной статистической отчётности. Вместе с тем, в отношении субъектов транспортной деятельности должны быть разработаны и применены совершенно индивидуальные, особые подходы к нормированию выбросов парниковых газов, учитывающие специфику транспорта, как исключительной области предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых в различных «средах» (сухопутным, водным и воздушным транспортом), в различных природно-климатических условиях (на различных территориях). Принципы нормирования выбросов парниковых газов от транспортных источников должны быть сформулированы с учётом реальных объёмов транспортной работы, реального топливопотребления и реальной интенсивности естественного поглощения (стока) парниковых газов в регионах с различными природно-климатическими и экологическими условиями. Кроме того, как следствие, для транспорта должны быть разработаны и индивидуальные механизмы переуступки прав на выбросы между предприятиями транспорта и другими предприятиями, и в первую очередь предприятиями-потребителями транспортных услуг. Насколько мне известно, эти подходы не получили ещё должной глубокой проработки не только в России, но и в других странах. В этой связи Министерство транспорта России весьма заинтересовано в расширении контактов с различными учёными, специалистами, представителями деловых кругов, с которыми оно предлагает на основе конструктивного и взаимополезного сотрудничества, - возможно, в рамках специального Проекта совместного осуществления, - провести такую, на наш взгляд, комплексную и важную работу по исследованию природы и масштабов воздействия транспортного комплекса на климатические изменения и биосферу планеты, по поиску подходов и выработке правовых и организационных мер, технологических решений по снижению воздействия транспорта на климат, ограничению выбросов парниковых газов в атмосферный воздух от передвижных источников загрязнения на всех видах транспорта - автомобильного, воздушного, водного. Благодарю за внимание и выражаю надежду на поддержку наших предложений. |