Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Забыли пароль?

Подписка

Получать по электронной почте:

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Проверьте электронную почту

На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Министерство Деятельность Документы Пресс-центр Обращения граждан и организаций Контакты
Обращения граждан и организаций Контакты
ENG
Министерство транспорта в Телеграм
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта в одноклассниках
Министерство транспорта в Dzen
Министерство транспорта на RuTube
> Пресс-центр > Выступления и интервью

Развитие приграничной инфраструктуры: цели и результаты

Опубликовано 27 Февраля 2024

Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации являются важнейшими объектами трансграничной инфраструктуры. Задачи по их развитию и модернизации - одни из приоритетных для страны. Об этом свидетельствует высочайший уровень внимания к данной теме со стороны Президента РФ В.В. Путина. Благодаря постоянной поддержке Президента и решениям Правительства РФ процесс развития пунктов пропуска качественно меняется и ускоряется. Об основных достижениях отрасли финансово-экономическому журналу «Бюджет» рассказал директор Департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Минтранса России Михаил Кокаев.

- Уважаемый Михаил Анатольевич, финансирование отрасли значительно выросло за последние годы. Как это сказалось на оснащении и пропускных мощностях погранпереходов?

- Да, поддержка оказывается на самом высоком уровне и финансирование выросло существенно: если до 2022 года на реализацию мероприятий по строительству и оснащению пунктов пропуска, а также обеспечению их нормативного содержания выделялось от 9 до 10 млрд рублей ежегодно, то в 2022 году выделено 20,7 млрд рублей, в 2023 году - 25 млрд рублей, а с 2024 года финансирование составит 35 млрд рублей ежегодно.

Это дало значительные результаты. Минтранс России ведет планомерную масштабную работу по развитию и управлению пунктами пропуска, созданию комфортных условий для лиц, пересекающих государственную границу, и увеличению пропускных мощностей для обеспечения растущих объемов пассажиро- и грузоперевозок. Так, на сегодняшний день в России функционирует 314 пунктов пропуска через государственную границу. 87 из них определены в качестве приоритетных. Через них проходит более 65 % грузов, их модернизация необходима в первоочередном порядке.

В 2022 году реализованы мероприятия по комплексной модернизации, техническому оснащению, ремонту и капитальному ремонту, оснащению специальным оборудованием государственных контрольных органов в 65 пунктах пропуска (ранее такой объем был выполнен в совокупности за 5 лет).

В 2023 мероприятия выполнены уже в 75 пунктах пропуска. В случае сохранения набранных темпов работ и выделения соответствующего финансирования реализация запланированных мероприятий позволит привести в норматив более 80% функционирующих пунктов пропуска к 2027 году. Также до конца 2027 года планируется завершить модернизацию всех приоритетных пунктов пропуска.

- Реализация столь масштабных проектов невозможна без нормативного обеспечения, и мы знаем, что в этой сфере тоже есть нововведения.

- Естественно, государственная политика в области развития пунктов пропуска заключается не только в строительстве новых и реконструкции действующих пунктов пропуска. Основным фундаментом, обеспечивающим надлежащее функционирование пунктов пропуска, является нормативная правовая база, регулирующая отношения в данной сфере. Результатами большой работы в этом направлении в 2021-2023 годах являются: издание федеральных законов о наделении Правительства РФ полномочиями по утверждению нормативов финансовых затрат и правил расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание пунктов пропуска (№173-ФЗ от 11.06.21), о наделении Правительства РФ полномочиями по определению особенностей открытия пунктов пропуска (№46-ФЗ от 08.03.22), о функционировании в РФ системы электронной очереди (№24-ФЗ от 17.02.23); принятие Постановлений и Распоряжений Правительства РФ, которые предусматривают определение иных мест прибытия в целях увеличения пропускной способности пунктов пропуска, распространение на пункты пропуска положений «транспортного закона», что обеспечивает сокращение сроков их проектирования, утверждение возможности сокращения регламентных сроков проведения закупочных процедур в 2 раза; утверждение национального стандарта РФ в части принятия ГОСТов в сфере государственной политики в области развития пунктов пропуска и многое другое. Департаментом государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Минтранса России продолжает работу по совершенствованию нормативной правовой базы.

- Обустройство каких участков государственной границы сегодня в приоритете?

- Особое внимание Минтранс уделяет восточному и южному направлениям. Так, на сухопутной границе с Казахстаном (более 7,5 тыс. км) сейчас функционирует 50 пунктов пропуска. Совместно с казахстанской стороной утвержден план мероприятий, предусматривающий комплексную модернизацию 10 приоритетных автомобильных пунктов пропуска. В остальных пунктах пропуска будут проведены работы по улучшению состояния инфраструктуры. Все работы планируется завершить в 2027 году.

На границе с Китаем (более 4,3 тыс. км) работает 19 пунктов пропуска. В 2022 году реконструирован крупнейший в стране железнодорожный пункт пропуска Забайкальск. Кроме того, в 2022 году открылось движение по трансграничному железнодорожному мосту и пункту пропуска Нижнеленинское. На круглосуточный режим работы переведены: автомобильный пункт пропуска Забайкальск, железнодорожные пункты пропуска Нижнеленинское и Махалино. Запущено движение через автомобильный пункт пропуска Кани-Курган. Совокупная пропускная способность пунктов пропуска увеличилась на 500 грузовых транспортных средств в сутки (с 800 до 1300) и на 14 пар поездов в сутки (с 45 до 59).

Значительная работа ведется на российско-азербайджанском участке границы, на котором расположено 5 пунктов пропуска. В 2023 году завершилась реконструкция самого крупного из них - пункта пропуска Яраг-Казмаляр. Его пропускные возможности в части грузового транспорта увеличились более чем в 2 раза. Количество полос движения транспорта выросло с 14 до 22. Установлен рекорд по числу пропущенных грузовых транспортных средств – более 200 тыс. грузовых машин, что на 10 % больше, чем в 2022 году. В целом проведенная работа в трех пунктах пропуска (Яраг-Казмаляр, Тагиркент-Казмаляр и Ново-Филя) позволила увеличить совокупную пропускную способность на росийско-азербайджанском участке границы на 1500 грузовых транспортных средств, то есть в 4,5 раза (с 400 до 1900 грузовых транспортных средств).

В 2023 году завершилась реконструкция единственного на границе с Грузией автомобильного пункта пропуска Верхний Ларс. За счет уникальных проектных решений число полос движения увеличено с 15 до 39. Пропускные возможности на грузовом направлении увеличены более чем в 2 раза - до 1500 грузовых транспортных средств в сутки (ранее этот показатель составлял 700 грузовиков в сутки). Объем грузоперевозок 2023 года составил более 4,5 млн тонн грузов (абсолютный рекорд). Существенно вырос и легковой трафик – обеспечен пропуск до 2400 авто в сутки. Благодаря модернизации очередей в пункте пропуска нет. Модернизация трансграничной инфраструктуры на юге страны стала большим шагом на пути развития МТК «Север-Юг», укрепления торгово-экономических и культурных связей между государствами.

Вместе с тем в период с 2021 по 2023 годы завершена модернизация следующих приоритетных пунктов пропуска: воздушных Махачкала (Уйташ), Челябинск (Баландино), Калининград (Храброво), Москва (Домодедово), Саранск и Кызыл; автомобильных Советск (Дубки), Кяхта; морского Ванино.

В рамках выполнения задач Президента РФ и Правительства РФ, в целях снятия логистических ограничений, повышения пропускной способности, уровня безопасности и защищенности, а также создания комфортных условий для проезда Минтрансом России и ФГКУ Росгранстрой реализован комплекс работ по дополнительному обустройству пунктов пропуска на административных границах Ростовской области, Республики Крым с новыми субъектами РФ. В 2022 году после вхождения в состав Российской Федерации Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей транспортный поток через пункты пропуска резко вырос. Инфраструктура не справлялась с нагрузкой, наблюдались заторы. Требовалась модернизация инфраструктуры.

Всего из 15 пунктов пропуска на административных границах с новыми субъектами РФ модернизированы 10. Реализация мероприятий позволила увеличить пропускную способность в 3 раза до 35 тыс. транспортных средств в сутки. Максимальное время в пути сократилось с 3-х суток до 2-х часов. Параллельно с обустройством пунктов пропуска велись работы по капитальному ремонту ведущих к ним подъездных автомобильных дорог общей протяженностью 105 км. Проведенная Минтрансом России работа позволила сократить сроки доставки грузов и для тысяч людей сделать путь домой удобнее и быстрее.

- Многие компании – перевозчики позитивно отзываются о цифровой новинке: электронной очереди. Она смогла ликвидировать живые очереди н границе. Расскажите об этом поподробнее.

 - В 2023 году Минтрансом России и ФГКУ Росгранстрой впервые в России на государственном уровне дан старт регулированию очередности проезда к наиболее загруженным пунктам пропуска через государственную границу. Решению этой задачи способствовало внедрение цифровых технологий в обеспечение деятельности пунктов пропуска и организацию транспортно-логистических потоков.

С 1 сентября 2023 г. система резервирования даты и времени подъезда к пункту пропуска через госграницу РФ работает в автомобильных пунктах пропуска Забайкальск на границе с Китаем, Бугристое на границе с Казахстаном и Чернышевское на границе с Литвой.

Прежде всего электронная очередь ставит своей целью возможность упорядочить процесс ожидания проезда к пункту пропуска водителями грузовых транспортных средств.

До внедрения цифрового сервиса водители зачастую вынуждены были ожидать своего проезда к пункту пропуска в живой очереди в зной и стужу, испытывая очевидные затруднения в том числе из-за отсутствия достаточной инфраструктуры придорожного сервиса. Теперь дата и время перевозки прогнозируемы. После бронирования места в очереди водитель знает, когда точно ему нужно подъехать в пункт пропуска, а значит логистическая цепочка (цепочка поставки) становится более ритмичной.

Запуск цифрового сервиса стал определенным вызовом для Минтранса России и ФГКУ Росгранстрой. Но благодаря поддержке властей регионов, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, различных структур и ведомств удалось успешно решить эту задачу в кратчайшие сроки.

За период работы электронной очереди бесплатным сервисом воспользовались более 65 тысяч водителей грузовиков. Общая оценка однозначна – электронная очередь обеспечивает условия для комфортного планирования международных грузоперевозок и позволяет ликвидировать живые очереди на границе, что особенно актуально для пункта пропуска Забайкальск, который долгое время считался точкой социального напряжения. В глобальном смысле внедрение электронной очереди – это серьезный шаг к более грамотному, эффективному и долгосрочному планированию и управлению международными перевозками.

В настоящее время продолжается нормативное совершенствование в сфере регулирования очередности проезда транспорта к пунктам пропуска через государственную горницу РФ, предполагающее возможность создания приоритета для проезда скоропортящихся и опасных грузов. Технические возможности системы также будут расширены и позволят оперативно реагировать на изменение времени прохождения контроля и работы сопредельных пунктов пропуска.

- Насколько активно и эффективно ведется внедрение новых технологий, в том числе цифровых, в процесс обустройства пунктов пропуска на границе?

- Обустройство государственной границы позволяет сделать пересечение границы для туристов и участников внешнеэкономической деятельности удобным и почти незаметным, повысить провозные мощности и скорость доставки грузов. Решению этих задач способствует применение новых технологий и современного оборудования на границе. Здесь особо хочется рассказать об уникальном инспекционно-досмотровом оборудовании портального типа, которое помогает сканировать 100% транспортных средств с грузом и выявлять запрещенные к провозу предметы и вещества (оружие, взрывчатку, наркотики и т.д.). В отличие от стационарных и мобильных комплексов портальный может проводить сканирование с меньшим уровнем облучения. Технология абсолютно безопасная и позволяет водителю проезжать сквозь комплекс без остановки. А значит, что время на досмотр на границе сокращается в 2‒2,5 раза. Ускоряются сроки доставки грузов. Новое оборудование повышает эффективность досмотра и сводит к минимуму риск провоза запрещенных веществ. Такие комплексы уже установлены в 7 пунктах пропуска на границе с Казахстаном, Китаем, Азербайджаном и на административных границах с новыми субъектами РФ До конца 2027 г. еще 21 пункт пропуска будет оснащен этим высокотехнологичным оборудованием. Ознакомиться с принципом работы комплексов можно на экспозиции Минтранса России «Россия в движении» (павильон №15) на Международной выставке-форуме «Россия», где приставлены реалистичные макеты новейшего оборудования. 

Также среди новинок следует выделить автоматизированную систему паспортного контроля, которая позволяет пассажирам пройти паспортный контроль в международных аэропортах бесконтактным способом. Нужно всего лишь приложить загранпаспорт к считывающему устройству. Эта система уже работает в аэропорту Шереметьево. В ближайшее время она появится во Внуково и в аэропорту Екатеринбурга Кольцово. 

Особо отмечу, что Минтрансом России уделяется особое внимание вопросам цифровизации и оптимизации работы системы пунктов пропуска. Разрабатываются и внедряются специальные информационные цифровые платформы, системы и программные комплексы, которые позволяют сделать процесс пересечения госграницы для граждан более комфортным. Это и использование цифрового сервиса электронной очереди, и применение автоматизированной системы учета производства работ, которая позволяет осуществлять эффективный контроль за работой подрядчиков. Еще одним удобным и полезным новшеством можно считать внедрение системы «Мониторинга и информирования водителей о времени прохождения через пункты пропуска». В пунктах пропуска на административных границах Ростовской области с ДНР и ЛНР и Республики Крым с Херсонской областью и на дорогах к ним установлены камеры телеобзора, детекторы транспорта и специализированные информационные табло, на которые выводится актуальная информация о времени проезда до того или иного пункта пропуска. Всю актуальную информацию для планирования маршрута можно получить на официальном сайте ФГКУ Росгранстрой в разделе «Время в пути». Для удобства водителей разработано специальное приложение для смартфона, с помощью которого можно выбирать оптимальные маршруты движения и прогнозировать поездки.

Динамично меняющая геополитическая обстановка в мире и, как следствие, изменение международных транспортных коридоров, а также выстраивание новых логистических цепочек, в том числе в рамках «разворота на Восток», требуют особого внимания в формировании долгосрочной и взвешенной стратегии развития пунктов пропуска. Минтранс и ФГКУ Росгранстрой при всесторонней поддержке Президента и Правительства Российской Федерации, глав регионов, руководства Пограничной службы ФСБ России, Федеральной таможенной службы и иных ведомств прикладывают все усилия для решения важнейших для страны задач по обустройству и развитию трансграничной инфраструктуры, созданию условий для эффективной защиты и комфорта при пересечении государственной границы.

Поделиться:
Пресс-центр
  • Новости
  • Новости регионов
  • Информационная лента
  • Выступления и интервью
  • Анонсы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Онлайн конференции
  • Спецпроекты
  • Отраслевые СМИ
  • Опросы и анкетирования
  • Контакты для СМИ
Выступления и интервью
0.0567 сек.

Министерство

О Министерстве Цели и задачи Структура Подведомственные предприятия и учреждения Организации транспорта Планирование деятельности Госуслуги Результаты деятельности
Госконтракт Транспортное образование Координационные и совещательные органы Госслужба Форменная одежда Организации транспорта История Награды Министерства Контакты

Деятельность

Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Авиационный транспорт Железнодорожный транспорт Морской и речной транспорт Транспортная безопасность Международное сотрудничество Пункты пропуска через государственную границу РФ Научно-техническая деятельность Транспорт России Противодействие коррупции Открытое министерство Доступная среда для инвалидов Спорт в Минтрансе Транспортное обеспечение мероприятий

Пресс-центр

Новости Анонсы Выступления и интервью Фотогалерея Видеогалерея Онлайн конференции Обзоры СМИ Отраслевые СМИ Спецпроекты Опросы и анкетирование Контакты для СМИ

Документы

Законы, постановления Приказы, распоряжения Проекты нормативных правовых актов Уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов Экспертиза проектов нормативных правовых актов Формы и шаблоны
Информационные и Аналитические материалы Отчеты Рабочие материалы Повестки Протоколы Стенограммы

Обращения граждан и организаций

Подать электронное обращение физического лица Подать электронное обращение юридического лица Контактная информация Компетенция и нормативные правовые документы, определяющие порядок работы с обращениям граждан' Личный приём Информация о работе с обращениями граждан Часто задаваемые вопросы Опросы

О сайте

Условия использования Регламент публикации материалов
Министерство Деятельность Документы Пресс-служба Обращения граждан и организаций Контакты Открытое министерство Противодействие коррупции
О сайте Почта Минтранс Написать в редакцию web@mintrans.ru

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Официальный сайт Президента РФ

Официальный интернет-портал Правительства РФ

Госключ

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.