Доклад руководителя Департамента безопасности мореплавания: "Создание федеральных государственных учреждений администраций морских портов: задачи, функции, структура"
Опубликовано 21 Августа 2003ДОКЛАД
Руководителя Департамента безопасности мореплавания Минтранса России М.И. Суслина на заседании коллегии Минтранса России
Москва, 20 августа 2003 года
"Создание федеральных государственных учреждений администраций морских портов: задачи, функции, структура"
Анализ деятельности морских администраций портов (МАП) Российской Федерации с момента их создания по настоящее время свидетельствует о том, что за короткий период времени ими была проделана значительная работа по обеспечению интересов государства в морских портах.
Вместе с тем объективная необходимость реформирования МАПов обусловлена, тем, что в связи с принятием Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, положения нормативных актов, регламентирующих деятельность МАПов, практика организации их работы вступила в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации.
Другим важнейшим фактором реформирования являются общие тенденции развития морского судоходства в мире, характеризующиеся в первую очередь тем, что международные морские организации последовательно ужесточают требования по обеспечению безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним, что объективно вызвано тем, что в основном аварийные случаи с судами (в том числе и в России) происходят в прибрежных, стесненных и портовых водах.
Принципы реформирования государственного управления в морских портах
1. В результате предстоящих преобразований морских администраций портов должно быть достигнуто:
-
укрепление вертикали власти в области государственного управления и надзора в морских портах и зоне ответственности России;
-
создание во всех портах РФ единообразной структуры государственного управления в морских портах в лице капитана морского порта состоящего на государственной службе;
-
обеспечение выполнения международных обязательств в области торгового мореплавания как в морском порту, так и во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;
-
создание равной финансовой и материально-технической обеспеченности портовых властей независимо от доходов, получаемых от портовых сборов в том или ином порту.
-
приведение в соответствие с действующим законодательством статуса капитана порта, освобождение его от несвойственных ему функций.
Функции администрации морского порта
Исходя из анализа нормативной базы администрации морских портов (АМП) должны осуществлять следующие функции:
-
портовый контроль
-
обеспечение безопасного мореплавания в порту
-
обеспечение безопасности в зонах ответственности Российской Федерации (СУДС, ГМССБ, НАВТЕКС. АПС, МСКЦ ( МСПЦ) в т.ч.):
-
o регулирование судоходства
-
o обеспечение аварийно-спасательных и ЛРМ операций
-
o осуществление административно-властных полномочий по регулированию деятельности судов, организаций и граждан в порту
-
o обеспечение доступности портов ив ледовых условиях
-
Иные функции, возложенные на АМП Правительством Российской Федерации:
-
выполнение функций администрации пункта пропуска через границу
-
обеспечение морской безопасности в порту
-
контроль за выполнением мобилизационных мероприятий.
Имущественный комплекс, необходимый для обеспечения надлежащего выполнения администрациями морских портов возложенных на них функций.
В соответствии с принятыми решениями за администрациями морских портов закрепляются соответствующие здания, транспорт, разъездной флот, объекты МСКЦ (МСПЦ)
Что касается систем безопасности мореплавания (СУДС, ГМССБ, НАВТЕКС, СНО, АИС, СКЦ/СПЦ), то в целях привлечения финансовых ресурсов, необходимых для их развития, принято решение о передаче их в ФГУП "Росморпорт".
Естественно, передача этого имущественного комплекса в ФГУП "Росморпорт" не означает и передачу функций, которые выполняются посредством этого имущества, и которые входят в компетенцию портовых властей, в связи с чем в ходе реформы будет решен вопрос доступа АМП к этому имущественному комплексу и его эксплуатации.
Наиболее простым решением данной проблемы было заключение между ФГУП "Росморпорт" и бассейновыми АМП договоров безвозмездного пользования этим имуществом.
Вместе с тем, принимая во внимание принципиальную важность обеспечения максимального взаимодействия между портовыми властями и Росморпортом по поводу надлежащего содержания и эксплуатации данного имущественного комплекса, представляется необходимым, чтобы помимо соответствующих гражданско-правовых договоров эта деятельность регламентировалась соответствующими распорядительными актами Минтранса России.
Постановлением Правительства РФ № 705 от 29.09.02 предусмотрено разделение портовых сборов, ныне получаемых морскими администрациями портов между ФГУП "Росморпорт" и администрациями морских портов.
При разделении сборов будет обеспечено 100% финансирование расходов АМП на выполнение возложенных на них функций.
Предполагается, что содержание АМП будет осуществляться за счет навигационного, маячного, якорного сборов, в связи с чем ставки этих сборов будут пересмотрены, поскольку ныне действующие ставки не покроют затрат на содержание портовых властей.
Структура администрации морского порта
Предстоящее реформирование морских администраций портов предполагает создание бассейновых администраций морских портов (БАМП), имеющих филиалы в морских портах, которые будут возглавляться капитанами этих портов.
Структура администрации морского порта позволяет решить следующие задачи:
-
финансово-хозяйственная деятельность сосредотачивается непосредственно в АМП, в то время как функции по осуществлению государственного портового контроля и обеспечению порядка в порту будут возложены исключительно на капитана данного порта;
-
обеспечивается содержание портовых властей в убыточных портах,
-
обеспечиваются единые стандарты финансирования и содержания портовых властей в целом по стране, вне зависимости от местоположения порта и его коммерческой загрузки;
-
создаются условия для выполнения обязательств РФ в зонах ответственности;
-
обеспечивается единое управление централизованными техническими системами безопасности мореплавания (РСУДС, например), аварийно-спасательными и ледовыми операциями в целом на бассейне.
Окончательное решение по перечню портов входящих в конкретную БАМП будет принято только после завершения экономических расчетов по расходам на содержание портовых властей в разрезе регионов и доходов от портовых сборов, за счет которых могут быть покрыты эти расходы.
Реорганизация Морских администраций портов должна пройти в два этапа.
На первом этапе представляется необходимым:
-
осуществить фактическую передачу имущества и обязательств от МАПов в Росморпорт;
-
утвердить структуру и штатную численность бассейновых АМП , включая портовые филиалы;
-
внести соответствующие изменения в ставки портовых сборов;
-
провести работу по перезаключению договоров с судовладельцами в целях переориентации соответствующих портовых сборов в Росморпорт;
-
перевод части работников МАП в Росморпорт.
2-этап:
-
регистрация уставов БАМП и ее филиалов;
-
разработка и утверждение Минтрансом России нормативных документов, регулирующих взаимоотношения БАМП и Росморпорта в том числе и по поводу имущественного комплекса;
-
определение МАП, на базе которых создаются БАМП (Мурманск, Санкт-Петербург, Новороссийск, Владивосток, Корсаков);
-
создание в этих портах БАМП;
-
реорганизация остальных МАПов бассейна путем присоединения к БАМП.
Исходя из изложенного представляется, что план-график реорганизации МАПов должен предусматривать:
III кв. 2003 г.
1. Определение числа бассейновых АМП и перечня портов, входящих в их состав.
2. Определение необходимого объема финансирования по каждой бассейновой АМП в целом и в разрезе портовых филиалов, входящих в ее состав.
3. Подготовка новых ставок портовых сборов, обеспечивающих финансирование АМП в необходимых размерах.
4. Утверждение типового Устава бассейновой АМП и положения о портовом филиале.
IV кв.2003 г.
1. Утверждение ставок сборов в ФЭК
2. Утверждение структуры и штатной численности АМП
I полугодие 2004 г.
Реорганизация МАПов путем слияния в бассейновые АМП.